Фольклорный ансамбль НУР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать
этому миру, скажите! Если ваша душа поѐт, пойте!». Современная образовательная
среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим
способностям, интересам и потребностям. В Дагестане уделяется огромное
внимание сохранению песенного фольклора. На это направлена деятельность
ансамбля «Нур». Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно
голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и
различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства
по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста
дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал
ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому
искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок
находит возможность для творческого самовыражения личности через пение
народных и фольклорных песен с музыкальным сопровождением. Содержание
программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное
знакомство и овладением простейшими приѐмами работы, или же более
углубленное и расширенное изучение. Особенность программы в том, что она
разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно
петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые
способности. Программа определяет содержание обучения вокалу, методы работы
учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы
воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней
представлена структура индивидуального педагогического воздействия на
формирование
певческих
навыков
обучающихся
сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

последовательности,

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала (фольклорного) дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают
основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для
того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию
своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Разработана программа на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить
плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное
средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового
пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для
детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Для детей всех возрастов занятия в ансамбле «Нур» - это источником
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,
соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных
вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.), навыки следования
дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и
самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение
становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.

Отличительные особенности

Основные содержательные линии: обогащение опыта эмоционально-ценностного
отношения к фольклорной музыке и вокалу. Усвоение изучаемых национальных
музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний. Обогащение опыта
учебно-творческой
музыкальной
деятельности.
Каждая
из
указанных
содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках
программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального
образования и требованиях к уровню подготовки учащихся. Тематическое
содержание программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд знаний в
тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в
решении поставленных задач.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и
тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные,
операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом
разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены
в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного
вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Дополнительная общеразвивающая программа ансамбля «Нур» рассчитана на
1 год обучения для учащихся 6-18 лет. В каждой группе должно быть не менее 15
человек. Занятия рекомендуется проводить в просторном помещении, так как
исполнение значительной части народных песен связана с танцем, хороводом,
театрализацией.

Цель программы:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и
развитие их певческих способностей.

Задачи программы:
Формирование устойчивого интереса к фольклорному пению Обучение
выразительному пению. Обучение певческим навыкам, развитие слуха и голоса
детей. Формирование голосового аппарата, развитие музыкальных способностей:
ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Приобщение к
концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации
успеха. Программа отличается от других программ тем, что: - позволяет через
дополнительное образование расширить возможности образовательной области
«Фольклорное искусство»; - она ориентирована на развитие творческого
потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп; применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу
педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма,
формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир
динамических оттенков познакомить с музыкальными формами); - использование
игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их
познавательную активность; - содержание программы может быть основой для
организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,
развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся; - песенный
репертуар подобран с учетом традиционных творческих дел, тематических
праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в
общении.

Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают
национальные - фольклорные песни на родных языках.
Занятие-постановка,
репетиция-отрабатываются
развиваются актерские способности детей.

концертные

номера,

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится
для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– работа над сценическими движениями;
– анализ занятия;
– задание на дом.

Концерты и выступления
Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей. Песни с
хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть
значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как
при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актѐрской игрой. Концертная программа режиссируется с учѐтом
восприятия еѐ слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает
чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю,
согласно репертуарного плана. Творческий отчѐт проводится один раз в конце
учебного года.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о фольклорном искусстве.
Отчетный концерт.

Результат и качество обучения, прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах. Данная программа предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению,
психофизиологических особенностей воспитанников.

учѐт

индивидуальных

Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности:
умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и
оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с
учетом возрастных, психологических особенностей, их вокальных данных.
В календарно-тематическом плане отражѐн конкретный репертуар для
воспитанников. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы, 6-18 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями
детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей
помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный
материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым
пением. Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только
вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами фольклорной национальной
музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают
умственные и физические центры организма в целом.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная

деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предполагаемые результаты обучения:
Предполагается, что в конце учебного года, обучения обучающиеся должны:
-чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с
сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно
формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижѐрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности.
- петь под фонограмму в группе ;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато,
нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
-обладать артистической смелостью, непосредственностью и
самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
-обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнѐрами.
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
-настойчивы, выдержанны, целеустремлѐнны и трудолюбивы.

Этапы работы по программе:
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным
уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной
программы различный. У детей уже сформированы начальные навыки
исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют
чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без
сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и
мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных
вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая
свежая волна, которая несѐт обучающихся в океан музыкальной культуры и
вокального фольклорного творчества. Состав заключительного этапа программы
поистине звѐздный – воспитанники объединения выступают на концертных
площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях,
смотрах различного уровня.

Способы проверки ожидаемых результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов
через: проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; Концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь),
итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика

Основные параметры

Период

Способ

Сентябрь,
Октябрь

Наблюдение

Степень интересов и уровень
подготовленности детей к
занятиям
Первичная

Природные физические данные
каждого ребенка
Уровень развития общей
культуры ребенка
Высокий уровень исполнения
песенного произведения
Степень развития

Концертная

интеллектуальных,
Промежуточная художественно-творческих
способностей ребенка, его

Декабрь

деятельность;
конкурсы,
фестивали, смотры

личностных качеств
Уровень развития общей
культуры ребенка
Высокий уровень исполнения
песенного произведения
Степень развития
интеллектуальных,
Итоговая

художественно-творческих
способностей ребенка, его
личностных качеств
Уровень развития общей
культуры ребенка

Концертная
Май

деятельность;
конкурсы,
фестивали, смотры

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов
проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков
(декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы и виды контроля:
№

1.
2.
3.

Вид контроля

Входящий контроль.
Прослушивание
Творческий отчѐт

Сроки
выполнения

Сентябрь
Декабрь
Январь-Май

Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах
муниципального уровня

Основные принципы оценивания:
В процессе развития, обучения и воспитания используется
система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника; конкретный анализ
трудностей и допущенных ошибок; конкретные указания на то, как можно
улучшить достигнутый результат, а
также качественная система оценок. Высоко оценивается работа обучающегося,
который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил
учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет
основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаѐт настроение
произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно»
оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных
учебных разделов не справился с поставленной задачей. На «посредственно»
оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные
задачи в процессе обучения.

Содержание тем программы
1. Вводное занятие.
2. -Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его
строение, воспроизведение звуков.
Упражнения по начальной подготовке к пению.
- Осознание мышечных ощущений во время пения.
- Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми 1 – си1).
- Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса
(звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато).
- Сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника
индивидуального приятного тембра здорового голоса,
- Обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания.
- Фольклорная песня –обучение непринужденному, естественному,
льющемуся пению, гибкому владению голосом.
- Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных.
- Развитие диапазона голоса ми 1 – си 1, «опевание» этой зоны в аспекте
формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на
основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх

и вниз.
- Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и
контролировать себя при пении, изживая недостатки в технике исполнения и в
звучании голоса, правильно исполнять ритмический рисунок.
- Формирование потребности неуклонно выполнять все правила
пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
- Обучение умению анализировать и кратко характеризовать
исполняемое произведение.
- Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к
осмыслению трактовки произведения.
- Раскрытие особенностей работы фольклорного ансамбля «Нур»
Вокально-хоровые работы
Пение произведения - Народная песня – раскрытие исторического значения,
содержания, анализ еѐ текста, разъяснение непонятных (забытых слов).

-Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.
Пение по фразам.
- Работа над чистотой интонирования по интервалам.
- Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по
ролям. Пение учебно-тренировочного материала:
- Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития
музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона,
выразительности исполнения.
- Вокальные упражнения для правильного формирования звука
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.
Показ возможных вариантов, обучение импровизациям.
3. Музыкальная грамота
- Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных
произведений.
- Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием
лада, тональности.
- Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем.
Понятие «звуковысотность», «длительность».
- Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр в
процессе пения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе выделены следующие
направления: -голосовые возможности детей вокально-певческие навыки.
-работа над певческим репертуаром элементы хореографии -музыкальнотеоретическая подготовка. -теоретикоаналитическая работа. -концертноисполнительская деятельность.

Голосовые возможности детей:
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои
пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического
строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы,
тренировки в пении и прочее.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно
нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения
звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая
многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела
голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а»,
например, по мажорной гамме. В результате измерения звуковысотного диапазона
первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен
разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание
регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то
где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и
необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может.
Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и
отмечают как верхний предел голоса. При оценке голосового диапазона
необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует
динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно,
допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного
использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является
отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка. Каждый
ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального
сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество
звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового
регистра.
В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:
1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят
мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь
частично;
3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без
искажений.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса
выделяются четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового
звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например,
микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту
же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый
режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому
исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией,
близок к речевому голосу по тембру и диапазону. Регистровые возможности голоса
младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит
от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей
нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и
морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции
эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или
спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения:
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению
гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или
«задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий,
напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука,
«задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной»
гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких
голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным
«приемом» может привести к полному исчезновению последних.

При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком
положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от
громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась,
значит, на связки легла двойная нагрузка. Если у ребенка во время пения задралась
гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал
установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в
момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто
немного опустить голову. Перед тем как начать петь, вдохните носом и
полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы
лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у
корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей.
Улыбайтесь глазами!
Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь
пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта
почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт
правильно.
Настройка певческих голосов детей:
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться
правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без
форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого,
слегка округлого. Настройка голоса на правильное звукообразование в любом
регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое
стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий
физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в
движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы
эластичного конуса, а затем наступает расслабление.
Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте
тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения
различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того,
стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию,
что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень
силы звука легато. Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном
голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по
привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной
точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный
отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст
положительный результат при формировании необходимых качеств певческого
звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием:
На первом этапе работы одним из методов является использование
дыхательных упражнений вне пения. Дыхательные упражнения без пения
необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных
дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в
определенной последовательности. Для формирования более прочного навыка
правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно.
Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как
дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно
рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод
произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой
артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует
появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный
аппарат.

Развитие артикуляционного аппарата:
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай,
май, бай. Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ,
а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот –
хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который
переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен
заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие:
ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться –
скрываца; светский – свецкий.

Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого
меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы:
честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут
произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова
на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется
так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность,
как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай»,
для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле»
и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились
согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Вокально-певческая работа:
Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы
голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из
которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять
расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и
внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки
внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть
следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если
сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув
нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на
коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое
положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет еѐ книзу, то в
гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного
выдоха.

Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает
активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация
становится неустойчивой.
Распевание:
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную
функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки их к
работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения фольклорных
произведений.
Подготовка к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой,
а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей
нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и
продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности
звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в
работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок
следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы
детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного
дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость,
эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции.
Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к
фольклорному исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического
слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон,
сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов.
Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх,
доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но
каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя
тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения
на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание:
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания,
так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания.
Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох
укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко,
быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно
активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого
полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед
началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для
точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа
исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время
фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть
зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к
сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у
него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и
длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой
звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения
в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что
приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса,
быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также
порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону,
как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники.
Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения
навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание:
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность
исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на
непрерывном дыхании
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются
непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно
сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании
так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание
не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила
сформулировать так:

при

выработке

навыка

цепного

дыхания

можно

– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри
длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука,
интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно
добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания
группы.
Унисон:
В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону.
Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы
долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются
слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх
и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет
свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового
аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять
форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по
возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в
голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция:
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию,
подготавливая «место» для звука: мягкое нѐбо приподнимается, образуя
своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и
все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно
быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое
певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении
всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно
высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками,
голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают
вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами,
силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и
грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные
резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке.
Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на
упражнениях с закрытым ртом.
Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых
призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее
будет тембр голоса.
Звукообразования:
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не
форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с
использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования, необходимо чаще предлагать
учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом
должны быть разжаты, мягкое нѐбо активизировано в легком зевке, звук должен
посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в
виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю
часть твердого нѐба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее
резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию,
они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка
головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение
слогами лѐ, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать
пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу»,
способствующих выработке головного звучания.
Дикция:
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения,
имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не
должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении
произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный
звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка,
мягкого нѐба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного
аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да
недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота
копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие
успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она
легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает
развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию,
помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия,
познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе
множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых.
Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое
воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие
методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даѐт возможность
каждый раз по-новому взглянуть на неѐ.
Слушание дагестанских музыкальных произведений:
Прослушивание небольших фольклорных музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания
эмоционально-эстетической отзывчивости на фольклорную музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального фольклорного
произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов фольклорной музыкальной культуры
лучшими дагестанскими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об
авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста,
выразительных и исполнительских средств.

особенностей

музыкально-

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того,
чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только
внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития
творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но
в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие
интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать
и исполнять фольклорную музыку.

Показ-исполнение песни:
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление
музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и
всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно
воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных
композиторов.
Фольклорное творчество как основополагающее звено дагестанской культуры
– особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания
фольклорной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все
это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное
музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную фольклорную культуру
детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их
вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения,
различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных
особенностей поющих.

Методика разучивания песен:
Методика разучивания вокального фольклорного произведения состоит из
четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и
мелодии и художественной отработки звучания каждого из еѐ куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто еѐ авторы – поэт и
композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем
обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и
характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретико-аналитическая работа:
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание
голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к
печальным результатам. Желательно, чтобы в области фольклорного пения
обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся
голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать»
негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

некоторые

Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой
аппарат от заболеваний:
– Во время болезни пить как можно больше теплого питья.
– Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.
– Делать компрессы на горло:
а) из смеси водки с растительным маслом;
б) из медовой лепешки (мед с мукой).
– Полоскать раствором соли, соды и йода.
– Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.
– Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.
–При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и
эвкалиптовые ингаляции.
– Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать
середину, положить пару ложек меда и дать настояться до получения
жидкости внутри).

– Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.
– Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ! Будьте здоровы!
Концертно-исполнительская деятельность:
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует
большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого
коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют
все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют
творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных
праздников, важнейших событий текущего года. Без помощи педагога дети
выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках,
родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год.
Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в
процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным
творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа
над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается
исполнительский план.
Средства, необходимые для реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
1. Наличие специального кабинета.
2. Магнитофон, компьютер.
3. Электроаппаратура.
4. Инструменты: аккардеон, барабан, кумуз, свирель.
5. Нотный материал, подборка репертуара.
6. Записи аудио, MP3.
7. Записи выступлений, концертов.

Кадровое обеспечение:
Педагог руководитель объединения «Нур», реализующий данную программу
владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
- владеет навыками и приѐмами организации музыкальных занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
-умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
-умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
-систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.

Методическое обеспечение программы:
-методические разработки и планы – конспекты занятий, методические
указания и рекомендации к практическим занятиям;
-развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические
игры и упражнения;
- дидактические материалы.

Работа с родителями:
1.Родительское собрание
2.Открытые уроки для родителей.
3. Приглашение родителей на концерты и мероприятия с участием их детей

Информационное и научно-методическое обеспечение:
Использование в работе специальной литературы, методических
рекомендаций, репертуарных сборников, журналов «Воспитание школьников»,
«Внешкольник» и др.

Список литературы, рекомендованной для педагогов:
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского
голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. –
М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным
репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.

— М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Приложение к программе по вокалу

Репертуар:
1. «По горным дорогам» - С.Агабабов, Р.Гамзатов.
2.«Город у Каспия» - М.Гусейнов, М.Ахмедова

3.«Песня о Махачкале» - К.Шамасов, Б.Аджиев.
4. Горская песня «Долалай» - М.Кажлаев, Р.Гамзатов

5. Кум. «Дагестан» - А.Аскерханов, Ш.Альбериев
6. Дарг. «Мой город» - М.Касумов, Р.Рашидов
7. Кум. «Салам Каспий» - сл.и муз.М.Мурадов
8. Авар. «Песни гор» - Т.Курачев и Р.Гамзатов
9. «Родные просторы» - А.Касимов, П.Асланов
10.«Табасаран» - А.Уруджев, А.Джафаров
11.«Лакия» - слова и музыка народные.
12.Дарг.«Чунгур» - слова и муз. А.Алескеров
13.«Выходи-Махачкала» - А.Алиев.А.Раджабов
14.«Малыш гор» - А.Алиев. С.Эмиров
15.«Не конь - а огонь» - А.Алиев, А.Раджабов

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.

Общее
кол-во
Тема занятий

Введение
Основы музыкальной
грамоты и ритмики.
Сведения о музыкальном
звуке и его свойствах (сота,
сила, длительность, тембр),
позиции рук и ног.
Правила воспроизведения
звука и работа над ним.
Постановка голоса.
Ознакомление детей с основами фольклорного искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.
Певческая установка (пение
сидя, стоя). Положение
корпуса, рук, ног, головы,
шеи во время пения.
Основы певческого дыхания. Овладение навыками
нижрѐберного дыхания.
Соотношение вдоха в
зависимости от характера
музыки, длины
музыкальной фразы.
Упражнение на дыхание на
одном звуке с постепенным
увеличением его
продолжительности.
Основы певческого
дыхания и нац. движения.
Овладение и практическое
изучение механизма
певческого
звукообоазования
Правильное пропевание
слов в мелодиях.
Выравнивание гласных при
пении упражнений на

часов

Практика
Теория

Основные
умения и навыки
приобретённые
на занятиях.

2

2

-

2

1

1

Ознакомительная
беседа

Сентябрь
Сентябрь

Понятие о музыкальном звуке и
постановке
корпуса в фольк.
танцах.

Октябрь

1

1

-

14

4

10

2

-

2

Развитие
вокального вкуса.

Октябрь

1

-

1

Широкий кругозор
в области фольклорного пения.

Ноябрь

1

Работа в песнях
над дыханием.
Упражнение на
дыхании на одном
звуке.

Ноябрь

2

1

Октябрь

Разучивание
новых
аналогичных Ноябрь
упражнений.

6

1

5

10

5

5

Работа
индивидуально
с каждым.

Декабрь

2

Разучивание
мелодий
в песнях

Декабрь

2

2
4

1

1
4

Работа над
отдельными
фразами песен.
Упражнение
на гласные,

Январь
Январь

13.

«и- э- а -о -у» в сочетании
с различными согласными,
а также выравнивание и
округление их в
конкретных вокальных
произведениях.
Беседа о направлениях
фольклора.

выравнивание
гласных
и их округление
в отдельных
песнях.
2

Слушание, разбор
и исполнение произведений
дагестанского фольклора.

20

15.

Слушание, разбор и
исполнение произведений.

20

16.

Слушание, разбор и
исполнение произведений
кавказкого фольклора.

14.

8

2

2

2

2

Февраль

-

18

Умение слушать,
критиковать,
выбирать лучшее,
подрожать и
исполнять.
Работа над
произношением.

Февраль

18

Пение песен.

Март

6

Работа над
артикуляционным
аппаратом и его
освоением

Март

Изучить манеру
исполнения
рассматриваемых
певцов.
Их сценический
образ.

Март

17.

Основные течения в
дагестанской эстраде.

10

4

6

18.

Слушание и обсуждение
лучших фольклорных
произведений всех
поколений.

10

2

8

19.

Индивидуальная работа с
каждым исполнителем.

10

-

10

Творческие
достижения.

Апрель

10

4

6

Творческие
достижения.

Май

6

4

2

20.
21.
22.

Посещение фольклорных
мероприятий.
Беседа о правилах
культурного исполнения,
умения держаться на сцене.
Итого:

144

Краткая
биография.

Апрель

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89887867574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».