ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Паспорт программы 4. Пояснительная записка. 5. Актуальность и педагогическая целесообразность. 6. Отличительная особенность. 7. Цель программы. 8. Задачи программы. 9. Режим организации занятий. 10. Планируемые результаты обучения. 11. Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты. 12. Способы проверки ожидаемых результатов. 13. Формы аттестации 14. Критерии оценки уровня подготовки 15. Учебно-тематический план. 16. Методическое обеспечение программы. 17. Формы организации занятий. 18. Условия реализации программы 19. Работа с родителями 20. Список литературы. Паспорт программы Наименование программы Национальное сольное пение Направление программы Художественная Классификация программы Разновозрастная Составитель программы Педагог высшей квалификационной категории ИсрапиловаХабсатАлиевна Рецензент программы Исрапилова Х.А., Директор Учредитель программы МКУ "УО" Администрация ГО г. Каспийска Название учреждения Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа эстрадной песни» Адрес учреждения г. Каспийск, ул. Мира д.7, тел 8(87246) 5-25-77 География МБУ ДО "ДШЭП" Обоснование для разработки программы Цель программы Задачи программы Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей. Министерства образования Российской Федерации от 13.06.2003 года. Создание условий для развития и реализации творческого потенциала в области музыкальной культуры и национального сольного пения, а так же приобщение воспитанников к активной творческой деятельности. Раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка посредством обучения. Образовательные: Углубить знания детей в области музыки: национальной, народной; Обучить детей национальным вокальным навыкам; Сроки реализации программы Ожидаемые результаты Воспитательные: Привить навыки общения с национальной музыкой: правильно воспринимать и ис-полнять ее; Привить навыки сценического поведения; Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей. Один год. чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; уметь преодолевать мышечные зажимы; соблюдать при пении певческую уста-новку; уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни; обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; иметь усовершенствованный речевой ап-парат, развитый вокальный слух. Пояснительная записка Образовательная программа "национальное сольное пение"имеетхудожественную направленностьиобщекультурныйуровень освоения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задачявляется не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм богатстве еѐ форм и жанров, а так же возбудить интерес к национальной песне, научив их красиво, легко, правильно и выразительно петь. Воспитать навыки культурного поведения, в обществе приобщив детей к миру искусства. Задачей объединения является: формирование у детей вокально-эстетических знаний, умений и навыков, на основе овладения и усвоения программного материала используя разнообразный и доступный репертуар национальных песен, соединив элементы национально-го танца с песней, имеющий целью воспитать личность учащегося. В процессе постановочной работы, репетиций, дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству. У них развиваются ху-дожественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Огромное внимание уделяется развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования. Занятия пением способствуют развитию активного восприятия музыки, певческой культуры исполнителей, их общему и музыкальному развитию, личностному становлению, умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,испытывают тягу к творчеству. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное пение, пение народных и национальных песенс музыкальным сопровождением. Актуальность и педагогическая целесообразность. Актуальность программы заключается в томчто,несмотря на большое количество появившихся вокальных школ, студий, коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Мало проверенными методиками обучения детей пению, может нанести непоправимый вред развивающемуся детскому голосу. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным, живым музыкальным инструментом, требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Дети учатся петь обязательным условием, остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в хоре. Обучение детей сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актѐрского мастерства является отличительной особенностью настоящей программы. Участник должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению ребѐнка спо-собствуют занятия сценическим движением. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый ко-роткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувство-ванию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само-реализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное со-стояние, разработана программа дополнительного образования детей «национальное соль-ное пение », направленная на духовное развитие обучающихся. Занятия органично сочета-ют в себе учебный процесс с конкретной деятельностью, где каждый участник на всех эта-пах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить пе-ред зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену учащийся получает дополни-тельный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. В программу дети принимаются по собеседованию и прослушиванию. Среди певческих навыков особое внимание надо уделять звукообразова-нию: петь естественным звуком, без напряжения и крика. Между вокальными и речевыми способностями существует прямая связь. В основу программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и фи-зиологические возможности голоса ребѐнка, его возрастные и индивидуальные характери-стики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мяг-кости, полѐтности звучания, серебристости окраски звука. Отличительные особенности программы. Особенность программы «национальное сольное пение» в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Программа носит ком-плексный характер, обеспечивает разностороннее музыкальное развитие учащихся, их го-товность использовать полученные знания в индивидуальном опыте вокального исполнения. Программа, ориентирована на учащихся с различным познавательным и творческим потен-циалом. Программа нацелена на определение, сохранение и развитие личностных качеств (в том числе музыкальных способностей и одаренности) обучающихся на основе их приобще-ния к искусству в целом и освоения ими вокальной национальной культуры. Кроме личност-ного развития учащихся программа уделяет внимание их музыкальному совершенствова-нию. Дети обучаются правильной вокальной артикуляции, певческому дыханию, расшире-нию диапазона голоса, выносливости голосового аппарата, пению по нотам, овладевают ос-новами нотной грамоты, изучают физику звука. Первая стадия обучения начинается с рабо-ты над голосовым аппаратом, над правильным интонированием песен. Затем учащиеся про-буют силы в концертной деятельности, самостоятельно составляют программы концертов.В данных условиях программа «национальное сольное пение» - это механизм, который опре-деляет содержание обучения вокалу, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающих- ся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Цель программы Создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной национальной культуры и вокального пения, а так же приобщение воспитанников к активной творческой деятельности, раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка посредством обучения национального вокала. Задачи программы 1. Обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для занятий национальным сольным пением. 2. Формирование у учащихся практического умения и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение) Развить индивидуальные данные ребенка (музыкальный слух, голос, чувства ритма). Развитие художественного воображения, творческой фантазии и инициативы. Развить устойчивый интерес к вокальному национальному искусству. Расширить музыкальный кругозор. Воспитать художественный вкус, музыкальную культуру, музыкальные представления. Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций. Воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскуюкультуру, настойчивость и целеустремлѐнность в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Режим организации занятий Занятия проводятся индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают национальные песни на родных языках. Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие –посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях попениюиспользуются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – работа над сценическими движениями; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей учащихся и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой. Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной.Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчѐтпроводится один раз в конце учебного года. Итоговое занятие. Урок-концерт. Успехи, результат. Беседа о вокальном объединении. Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях,обучающихся в призовых местах. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанни-ка подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражѐн конкретный репертуар для воспитанников. Возраст детей,участвующих в реализации данной образовательной программы 6-18 лет. Дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить ин- терес и желание заниматься сольным пением. Учащиеся получают не только вокальную под-готовку, но и знакомятся с шедеврами национальной музыки, приобретают навыки выступ-ления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. Планируемые результаты обучения Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Предполагаемые результаты обучения: Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны: чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; понимать дирижѐрские жесты и следовать им; знать средства музыкальной выразительности. петь под фонограмму уметь преодолевать мышечные зажимы; уметь вести себя в коллективе. соблюдать при пении певческую установку; петь на цепном дыхании; уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; испытывать потребность к певческой деятельности; обладать волей, дисциплинированностью; петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения; знать правила охраны голоса в предмутационный период; иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух. В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании, поют чисто и слаженно в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. У них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несѐт в океан музыкальной национальной культуры и вокального творчества. Состав заключительного этапа программы поистине звѐздный – воспитанники выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты Должны знать: начальные основы искусства пения (что такое песня и для чего она нужна); строение артикуляционного аппарата, понятия дикция и артикуляция; особенности и возможности певческого голоса; вокальный диапазон; гигиену певческого голоса; певческую установку; дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); жанры вокальной музыки; произведения различных жанров; Должны уметь: правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и фразы из песен; правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторить заданный звук; в подвижных песнях делать быстрый вдох; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса; петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и отрывки из песен; дать критическую оценку своему исполнению; характеризовать выступления великих вокалистов использовать элементы ритмики и движения под музыку; работать в сценическом образе; красиво выходить на сцену; ориентироваться в пространстве сцены; красиво уходить со сцены Способы проверки ожидаемых результатов Проверка теоретической и практической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время занятий в течение учебного года и на итоговых занятиях, обобщения, обсуждение результатов: проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; концертная деятельность. формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) педагогические наблюдения. открытые занятия с последующим обсуждением. итоговые занятия. концертные выступления. конкурсы, фестивали, смотры. Основными критериями определения навыковучащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительных навыков; степень выразительности исполнения; проявление творческой активности; учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя. Формы аттестации Тщательно отслеживается динамика индивидуального вокально-музыкального разви-тия обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной воз-растной группе. Общие параметры оценивания включают: Музыкальные способности (метро-ритмическое чувство, слуховая память, звуковы-сотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сце-ническое искусство. Наряду с основными методамиоценки результативностиобучения применяется разра-ботанная система контроля успеваемости и аттестации.Текущий контрольрегулярно (в рам-ках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Насколько успешно происходитразвитие и усвоение образовательной программы.Основным является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. метод педагогического наблюдения; участие в вокальных конкурсах; концертные выступления. Для выявления результативности усвоения образовательной программы проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами. Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапепредполага-ет соотношение следующих параметров и критериев, разработанных преподавателями, с уровнями вокально-музыкальной и пластической подготовки. Параметры Параметры и критерии оцениванияуровня вокально- музыкальнойи пластической подготовки. Критерии Формирование вокально-исполнительских навыков. Чистота интонирования мелодической линии в заданном диапазоне. Развитость певческого диапазона. Грамотность процесса звукообразования, певческого дыхания, артикуляция. Навыки звуковедения. Развитие музыкальных способностей: метро-ритмическое чувство. Слуховая память. Звуковысотный слух. Восприятие музыки. Точность передачи ритмического рисунка. Точность запоминания. Точность воспроизведения мелодического рисунка. Освоение образовательной программы (репертуар). Качество внимания. Положительная эмоциональная реакция. Музыкальная память. Степень овладения навыками исполнения произведений разного характера. Оценке и контролюрезультатов обученияподлежат: развитие общей музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса, пластики тела; объем слуховых представлений, знания о Дагестанских музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте, о жанре и стиле, о выразительных средствах му-зыкального языка; о музыкальном наследии национальных композиторов; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: в пении, импровизации; развитие музыкального вкуса обучающихся, их исполнительской культуры; рост уровня музыкальной культуры как неотъемлемой части общей культуры лично-сти. Уровни развития параметров, определяющих эффективность вокально-музыкальной подготовки. Параметры высокий Вокальноисполнительские навыки. Музыкальные способности: Уровни средний Эмоциональное и выразительное исполнение вокальных произведений; Точное интонирование мелодии в диапазоне от 7 и более звуков; Правильное дыхание, четкая артикуляция, овладение штрихомлегатов пении. Метро-ритмическое чувство. Слуховая память. Звуковысотный слух.Точное и быстрое воспроизведение мелодического рисунка Точное и быстрое воспроизведение ритмического рисунка. Нестабильность в скорости и точности воспроизведения мелодического рисунка низкий Недостаточно выразительное исполнение вокальных произведений. Невыразительное исполнение вокальных произведений; Точное интонирование мелодии в диапазоне от 4 до 7 звуков. Неточное интонирование мелодии с сопровождением в узком диапазоне (менее 3 звуков) Нестабильность выполнения вокальноартикуляционных упражнений, нестабильность в освоении штриха легато в пении. Нестабильность в воспроизведении ритмического рисунка. Затруднения в выполнении вокальноартикуляционных упражнений. Отсутствие навыка плавного пения. Неточность в воспроизведении ритмического рисунка. Неразвитость чувства метра. Восприятие. Освоение образовательной программы (репертуар) Эмоциональная выразительность. Воображение, умение создать образ. Высокий уровень внимания, интереса, эмоциональной отзывчивости. Адекватное определение и передача характера вокального произведения при исполнении. Средний уровень внимания, интереса, нет эмоционального отклика. Неточное определение и передача в исполнении характера вокального произведения. Невнимательность в процессе слушания музыки, низкий уровень интереса. Неготовность определить и передать характер вокального произведения при исполнении. Высокая степень овладения навыками исполнения роизведений Исполнения произведений разного характера (репертуара) с нечистым интонированием. Несоответствие исполнения произведений репертуара. Эмоциональное и выразительное исполнение вокальных партий Неэмоциональное, недостаточно выразительное исполнение вокальных партий. Невыразительное и неэмоциональное исполнение вокальных партий. Уровни развития параметров, определяющих эффективность Показатели успеваемостипо программе в целом складываются из суммы итогов аттестации, которая и определяет уровеньрезультативности освоения программы. Итоговый отчетрезультативностиосвоения программы проводится ежегодно в форме выступления на фестивале "Моряна" по которому оценивается работа педагога и детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей. Учебно-тематический план № Тема занятий Общ. кол. час. Тео рия Введение 2 2 Основы музыкальной грамоты и ритмики 2 1 Прак тика Основные умения инавыкиприобретенные на занятиях Месяц Ознакомительная беседа Сент. 1 Сент. 1 2 Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр), позиции рук и ног Понятие о музыкальном звуке и постановке корпуса в национ.танцах 2 1 1 3 Правила воспроизведения звука и работа над ним. Постановка голоса 14 4 10 4 Ознакомление детей с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса 2 2 Сент. Сент. Развитие вокального вкуса Октябрь 5 6 Певческая установка (пение сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижрѐберногодыхания. Соотношение вдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнение на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности 7 Основы певческого дыхания и работа над ним 2 12 2 10 2 1 5 2 Широкий кругозор в области национального пения Октябрь 10 Работа в песнях над дыханием. Упражнение на дыхании на одном звуке. В течнии года 1 Разучивание новых аналогичных упражнений В течении года 5 8 Слушание и обсуждение лучших национальных произведений всех поколений. 2 1 1 9 Слушание, разбор и исполнение произведений национальной эстрады. 10 2 8 Октябрь Краткая биография. Творческие достижения Янв. Февр. 10 Общий обзор произведений современных Дагестанских композиторов. 11 Беседа и ознакомление с наиболее часто используемых в практике музыкальных инструментов. Краткая информация об их происхождении и предназначении. 12 Разбор и слушание песни «Дагестан» 13 Разбор и слушание лезгинской песни "Алагуьзли " 14 Разбор и слушание народной даргинской песни «Далай». 15 Разбор и слушание песни «Сени гѐргенде» 16 Разбор и слушание даргинской песни «Деркъаб». 17 Разбор и слушание песни «АссаламуАлайкум». 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 Сведения о композиторах и исполнителях национальных произведений. Февр. Умение различать звучание различных музыкальных инструментов Март 1 В течении года 1 В течении года 1 В течении года 1 В течении года 1 В течении года 1 В течении года 18 19 20 21 Разбор и слушание песни «Мунки». Подбор репертуара индивидуально для каждого исполнителя. Воспитально- познавательная деятельность Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность 1 24 1 1 10 март Апрель Май 35 12 В течении года 12 Репертуар: Рекомендуемые музыкальные иллюстрации: 1 «Дагестан» - слова и музыка Алиев А.М. 2 «Алагуьзли» - лезгинская народная песня 3 «Далай» - народная даргинская песня. 4 «Сени гѐргенде» - слова М.Атабаева 5 «Деркъаб» - даргинская песня. 6 «АссаламуАлайкум» - слова М.Атабаева 7 «Мунки», - народная аварская песня. 8 «Обычай горцев кавказских» - слова В.Черкасова 9 «Салам, дослар!» - слова М.Атабаева 10 «Огьменибираривдосумболсады» - слова М.Атабаева 11 «Аналаныалгъышы» - слова А.Атабаева 12 «Къыйналма, умутэт, къайтарман» - слова А.-В.Сулейманова 13 «Къалмукъ чай» - слова А.-В.Сулейманова 14 «Агъасына» - народная песня 15 «Досумкомбайнчы» - слова А.Батырова 16 «Айлагъакъараболутябулса» - народная песня 17 «Айтчыкъызыанага» - слова А.Таркинского 18 Аталаны аманаты» - народная песня Май Методическое обеспечение В процессе обучения решаются следующие задачи: Формирование представлений о стилевых особенностях вокальногонациональногожанра; знакомство с основами теории национального жанра (сценический имидж, пластика); обучение приѐмам работы с песней; развитие вокальных навыков; формирование навыков сольного пения; охрана детского голоса; воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку. Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов: 1. национальное творчество, особенности вокального национального пения; 2. фонограмма, еѐ особенности и возможности; 3. приѐмы работы с микрофоном; 4. приѐмы сольного исполнения; Учащиеся знакомятся с особенностями вокального национального жанра и основам работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса. Знакомятся с основами работы над песней, над созданием своегосценического образа, разучивают песенный репертуар инициируемый педагогом.Учащиеся знакомятся с приѐмами национального сольного пения. Изучение материалов осуществляется в ходе занятий. Виды занятий: 1) занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения; 2) комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала), 3) практические занятия – формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты. Формы организации занятий Занятия проходят индивидуально. Беседа,на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.Практические занятия, гдеосваивается музыкальная грамота, разучиваются национальные песни на родных языках. Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие –посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях попениюиспользуются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2– 3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – работа над сценическими движениями; – анализ занятия; – задание на дом. Условия реализации программы Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих еѐ обеспечение: 1. Общие требования к обстановке в кабинете: оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями; чистота, освещѐнность, проветриваемость кабинета, свободный доступ или возможность организации занятий. 2. Техническое и материальное обеспечение: 1. наличие кабинета; 2. магнитофон, компьютер; 3. электроаппаратура; 4. стол педагога; 5. микшерский пульт; 6. микрофоны шнурованные и радиомикрофоны; 7. нотный материал, подборка репертуара. 8. Записи аудио, MP3. 9. Записи выступлений, концертов. 2. Кадровое обеспечение: Педагог руководитель объединения «национального сольного пения», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами: имеет высшее музыкально-педагогическое образование; владеет навыками и приѐмами организации музыкальных занятий; знает физиологию и психологию детского возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников; умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников; систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. 3. Методическое обеспечение программы: методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения; дидактические материалы. Работа с родителями: 1. Родительское собрание 2. Открытые уроки для родителей 3. Приглашение родителей на концерты и мероприятия с участием их детей Информационное и научно-методическое обеспечение: Использование в работе специальной литературы, методических рекомендаций, репертуарных сборников, журналов «Воспитание школьников», «Внешкольник» и др. Список литературы, рекомендованной для педагогов 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003. Приложение к программе по вокалу