ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Паспорт программы 4. Пояснительная записка. 5. Актуальность и педагогическая целесообразность. 6. Отличительная особенность. 7. Цель программы. 8. Задачи программы. 9. Режим организации занятий. 10. Планируемые результаты обучения. 11. Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты. 12. Способы проверки ожидаемых результатов. 13. Формы аттестации 14. Критерии оценки уровня подготовки 15. Учебно-тематический план. 16. Методическое обеспечение программы. 17. Формы организации занятий. 18. Условия реализации программы 19. Работа с родителями 20. Список литературы. Паспорт программы Наименование программы Эстрадное сольное пение Направление программы Художественная Классификация программы Разновозрастная Составитель программы Педагог ИсмаиловаАзираАхмедовна Исрапилова Х.А., Директор Рецензент программы МКУ "УО" Администрация ГО г. Каспийска Учредитель программы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования городской округ «город Каспийск» Республики Дагестан «Детская школа эстрадной песни» Название учреждения г. Каспийс, Омарова 6 тел 8(87246) 5-25-77 Адрес учреждения География Обоснование для разработки программы МБУ ДО МО ГО «г.Каспийск» РД "ДШЭП" Цель программы Задачи программы Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федера- ции от 13.06.2003 года. Создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и эстрадногосольного пения, а так же приобщение воспитанников к активной творческой деятельности, раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка посредством обучения эстрадного вокала. Образовательные: Углубить знания детей в области музыки: эстрадной, классической, народной; Обучить детей вокальным навыкам; Воспитательные: Привить навыки общения с музыкой: пра-вильно воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения; Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей. Сроки реализации программы Один год. Ожидаемые результаты чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; уметь преодолевать мышечные зажимы; соблюдать при пении певческую уста-новку; уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; иметь усовершенствованный речевой ап-парат, развитый вокальный слух. Пояснительная записка Образовательная программа "Эстрадное сольное пение" имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию пев-ческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач дан -ного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм богатстве еѐ форм и жанров, научив их красиво, легко, правильно и выразительно петь. Воспитать навыки культурного поведения в обществе приобщив детей к миру искусства. Задачей объединения яв ляется: формирование у детей вокально-эстетических знаний, умений и навыков на основе овладения и усвоения программного материала., используя разнообразный и доступный репертуар эстрадных песен, соединив элементы эстрадного танца с песней, имеющий целью воспи тать личность школьника. В процессе постановочной работы, репетиций, дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству. У них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Огромное внимание уделяется развитию эстетического образования детей и под ростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования. И из них эстрадное сольное пение - один из наиболее доступных видов исполнительской деятельности. Занятия пением способствуют развитию активного восприятия музыки, пев ческой культуры исполнителей, их общему и музыкальному развитию, личностному станов лению, умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяют общий музыкальный кругозор. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голо-сового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное пение, пение народных и современных песен с музыкаль ным сопровождение. Актуальность и педагогическая целесообразность. Актуальность программы заключается в том, несмотря на большое количество появившихся вокальных школ, студий, коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Мало проверенными методиками обучения детей пению может нанести непоправимый вред развивающемуся детскому голосу. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным при-родным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руковод-ством опытного педагога. Дети учатся, петь обязательным условием, остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в хоре. Обу-чение детей сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актѐрского мастерства является отличительной особен-ностью настоящей программы. Участник должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению ребѐнка спо-собствуют занятия сценическим движением.Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осва ивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному во-ображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Эстрадное сольное пение », направленная на духовное развитие обучающихся. Занятия орга-нично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность вы-ступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. В программу дети принимаются по собеседо-ванию и прослушиванию. Программа включает несколько разделов, среди которых прева-лирующим является «Эстрадное сольное пение». Научить основам академического пения, развить детский голос на доступном для ребѐнка языке вот задачи, которые ставит перед собой педагог. Среди певческих навыков особое внимание надо уделять звукообразованию: петь естественным звуком, без напряжения и крика. Между вокальными и речевыми спо-собностями существует прямая связь. В основу программы положен метод щадящего обу-чения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физио-логические возможности голоса ребѐнка, его возрастные и индивидуальные характеристи-ки. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягко-сти, полѐтности звучания, серебристости окраски звука. Отличительные особенности программы. Особенность программы «Эстрадное сольное пение» в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Программа носит комплексный характер, обеспечивает разностороннее музыкальное развитие учащихся, их готовность использовать полученные знания в индивидуальном опыте вокального исполнения. Программа многоуровневая, ориентирована на учащихся с различным познавательным и творческим потенциалом. Программа нацелена на определение, сохранение и развитие личностных ка-честв (в том числе музыкальных способностей и одаренности) обучающихся на основе их приобщения к искусству в целом и освоения ими вокальной культуры. Кроме личностного развития учащихся программа уделяет внимание их музыкальному совершенствованию. Де-ти обучаются правильной вокальной артикуляции, певческому дыханию, расширению диа-пазона голоса, выносливости голосового аппарата, пению по нотам, овладевают основами нотной грамоты, изучают физику звука. Первая стадия обучения начинается с работы над голосовым аппаратом, над правильным интонированием песен. Затем учащиеся пробуют си-лы в концертной деятельности, самостоятельно составляют программы концертов.В данных условиях программа «Эстрадного сольного пения» - это механизм, который определяет со-держание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и разви-тию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Цель программы Создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения, а так же приобщение воспитанников к активной творческой деятельности, раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка посредством обучения эстрадному вокалу. Задачи программы 1. Обучение профессиональным знаниям умениям навыкам, необходимым для занятий эстрадным сольным пением. 2. Формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирова ния, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение) Развить индивидуальные данные ребенка (музыкальный слух, голос, чувства ритма). Развитие художественного воображения, творческой фантазии и инициативы. Развить устойчивый интерес к эстрадному искусству. Расширить музыкальный кругозор. Воспитать художественный вкус, музыкальную культуру, музыкальные представления. Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций. Воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, настойчивость и целеустремлѐнность в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Режим организации занятий Занятия проводятся индивидуально. Беседа,на которой излагаются теоретические сведения,которые иллюстрируютсяпоэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, ви-деоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,разучиваютэстрадные песни на. Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера,развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие,завершающее тему–занятие-концерт.Проводится длясамих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок,музеев,концертов,праздников,конкур-сов, фестивалей. На занятиях по пению используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певче-ским дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – работа над сценическими движениями; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей учащихся и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой. Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчѐт проводится один раз в конце учебного года. Итоговое занятие. Урок-концерт. Успехи, результат. Беседа о вокальном объединении. Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучаю щихся, в призовых местах. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанни-ка подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражѐн конкретный репертуар для воспитанников. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжа-тые сроки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 6 -18 лет. Дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным пением. Учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами эстрадной музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. Планируемые результаты обучения Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Предполагаемые результаты обучения: Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны: чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; понимать дирижѐрские жесты и следовать им; знать средства музыкальной выразительности. петь под фонограмму в группе и соло уметь преодолевать мышечные зажимы; уметь вести себя в коллективе. соблюдать при пении певческую установку; петь на цепном дыхании; уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; испытывать потребность к певческой деятельности; обладать волей, дисциплинированностью; петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения; знать правила охраны голоса в предмутационный период; иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух. В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании, поют чисто и слаженно в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. У них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несѐт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества. Состав заключительного этапа программы поистине звѐздный – воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты Должны знать: начальные основы искусства пения (что такое песня и для чего она нужна); строение артикуляционного аппарата, понятия дикция и артикуляция; особенности и возможности певческого голоса; вокальный диапазон; гигиену певческого голоса; певческую установку; дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); жанры вокальной музыки; произведения различных жанров; Должны уметь: правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и фразы из песен; правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторить заданный звук; в подвижных песнях делать быстрый вдох; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса; петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и отрывки из песен; дать критическую оценку своему исполнению; характеризовать выступления великих вокалистов использовать элементы ритмики и движения под музыку; работать в сценическом образе; красиво выходить на сцену; ориентироваться в пространстве сцены; красиво уходить со сцены Способы проверки ожидаемых результатов Проверка теоретической и практической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время занятий в течение учебного года и на итоговых занятиях, обобщения, обсуждение результатов через: проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; концертная деятельность. Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Педагогические наблюдения. Открытые занятия с последующим обсуждением. Итоговые занятия. Концертные выступления. Конкурсы, фестивали, смотры. Основными критериями определения навыков учащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительных навыков; степень выразительности исполнения; проявление творческой активности; учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя. Формы аттестации Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оце-нивания включают: музыкальные способности (метро-ритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство. Оценка результативности освоения программы(деятельности)обучающихся осно-вана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучаю-щихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с преж-ними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма). Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется раз работанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно(в рамках расписания)осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет,насколько успешно происходит развитиеобучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются: метод педагогического наблюдения; участие в вокальных конкурсах; концертные выступления обучающихся. В основе текущего и промежуточного контроля лежитбальнаясистема оценки успева-емости. Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточ ным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами. Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе в "Детской школе эстрадной песни" предполагает соотношение следующих параметров и критериев, разработанных преподавателями , с уровнями вокально-музыкальной и пластической подготовки. Параметры и критерии оценивания уровня вокально-музыкальной и пластической подготовки в ДШЭП Параметры Критерии Формирование вокальноЧистота интонирования мелодической линии в заданисполнительских навыков ном диапазоне Развитость певческого диапазона Грамотность процесса звукообразования, певческого дыхания, артикуляция Навыки звуковедения Развитие музыкальных способностей: Метро-ритмическое чувство. Слуховая память. Звуковысотный слух. Точность передачи ритмического рисунка Точность запоминания Точность воспроизведения мелодического рисунка Восприятие музыки Качество внимания, Положительная эмоциональная реакция Музыкальная память Освоение образовательной программы (репертуар) Степень овладения навыками исполнения произведений разного характера. Оценке и контролю результатов обучения подлежат: развитие общей музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса, пластики тела; объем слуховых представлений, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте, о жанре и стиле, о выразительных средствах музыкального языка; о музыкальном наследии композиторов; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: в пении, импровизации; развитие музыкального вкуса обучающихся, их исполнительской культуры; рост уровня музыкальной культуры как неотъемлемой части общей культуры лично-сти. Уровни развития параметров, определяющих эффективность вокально-музыкальной подготовки на первом этапе обучения в ДШЭП Параметры высокий Вокальноисполнительские навыки Музыкальные способности: Метро-ритмическое чувство Слуховая память Звуковысотный слух.Точное и быстрое воспроизведение мелодического рисунка Уровни средний Эмоциональное и выразительное исполнение вокальных произведений; Точное интонирование мелодии в диапазоне от 7 и более звуков; Правильное дыхание, четкая артикуляция, овладение штрихом легато в пении Точное и быстрое воспроизведение ритмического рисунка. Нестабильность в скорости и точности воспроизведения мелодического рисунка низкий Недостаточно выразительное исполнение вокальных произведений Точное интонирование мелодии в диапазоне от 4 до 7 звуков. Нестабильность выполнения вокальноартикуляционных упражнений, нестабильность в освоении штриха легато в пении Нестабильность в воспроизведении ритмического рисунка. Стабильно неточное воспроизведении мелодического рисунка Невыразительное исполнение вокальных произведений; Неточное интонирование мелодии с сопровождением в узком диапазоне (менее 3 звуков) Затруднения в выполнении вокальноартикуляционных Упражнений Отсутствие навыка плавного пения Неточность в воспроизведении ритмического рисунка. Неразвитость чувства метра. Восприятие. Освоение образовательной программы (репертуар) Эмоциональная выразительность. Воображение Умение создать образ Высокий уровень внимания, интереса, эмоциональной отзывчивости Адекватное определение и передача характера вокального произведения при исполнении. Высокая степень овладения навыками исполнения произведений Эмоциональное и выразительное исполнение вокальных партий Средний уровень внимания, интереса, нет эмоционального отклика. Неточное определение и передача в исполнении характера вокального произведения Исполнения произведений разного характера (репертуара) с нечистым интонированием. Неэмоциональное, недостаточно выразительное исполнение вокальных партий Невнимательность в процессе слушания музыки, низкий уровень интереса. Неготовность определить и передать характер вокального произведения при исполнении. Несоответствие исполнения произведений репертуара. Невыразительное и неэмоциональное ис-полнение вокальных партий Уровни развития параметров, определяющих эффективность Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по предмету, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения. Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно вформе выступления на фестиваля "Моряна" по которому оценивается работа педагога и де-тей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебновоспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей. Учебно-тематический план № Тема занятий Общ. кол. час. Тео рия Введение. 2 2 Основы музыкальной грамоты и ритмики. 2 1 Прак тика Основные умения и навыки приобретенные на занятиях Месяц Ознакомительная беседа Сент. 1 Сент. 1 2 Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр), позиции рук и ног. 2 1 1 3 Правила воспроизведения звука и работа над ним. Постановка голоса. 14 4 10 4 Ознакомление детей с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. 2 2 Понятие о музыкальном звуке и постановке корпуса. Сент. Сент. Развитие вокального вкуса Окт. 5 6 Певческая установка (пение сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижрѐберного дыхания. Соотношение вдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнение на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности. 7 Основы певческого дыхания и работа над ним. 2 12 2 10 2 1 5 8 Слушание и обсуждение лучших произведений всех поколений. 2 1 1 9 Слушание, разбор и исполнение произведений эстрады. 10 2 8 2 Широкий кругозор в области эстрадного пения. Окт. 10 Работа в песнях над дыханием. Упражнение на дыхании на одном звуке. В теч. года 1 Разучивание новых аналогичных упражнений. Окт. 5 Работа индивидуально с каждым. В теч. года Краткая биография. Творческие достижения. Янв. Февр. 10 Общий обзор произведений современных композиторов. 11 Беседа и ознакомление с наиболее часто используемыми в практике музыкальных инструментов. Краткая информация об их происхождении и предназначении. 12 Разбор и слушание песни «Ты живи моя Россия» 13 Разбор и слушание песни "Дагестан" 14 Разбор и слушание песни «Помолимся за родителей». 15 Разбор и слушание песни «День победы» 16 Разбор и слушание песни «Не отнимайте солнце у детей». 17 Разбор и слушание песни «Ветер перемен». 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 Сведения о композиторах и исполнителях произведений. Февр. Умение различать звучание различных музыкальных инструментов март 1 В течении года. 1 В течении года. 1 В течении года. 1 В течении года. 1 В течении года. 1 В течении года. 18 Разбор и слушание песни «Звезда». 19 Подбор репертуара индивидуально для каждого исполнителя. 20 Воспитально- познавательная деятельность 35 21 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 24 1 1 В течении года 10 март Апрель май 12 май Репертуар: Рекомендуемые музыкальные иллюстрации: «Ты живи моя Россия»,автор слов: М.Х. Ахмадиев, музыка: Челнокова В. А «Дагестан », автор слов и композитор - Алиев Али Магомедович «Катюша»: Советская песня, слова-Михаила Исаковского, музыка-МатвеяБлантера. «День победы»автор слов: Владимир Харитонов, музыка: Давида Тухманова. «Мама», автор слов и композитор Игорь Черник «Ветер перемен», автор слов - Н.Олев, музыка - М.Дунаевский «Кукушка», автор слов и композитор - Виктор Цой. «От улыбки», музыка В Шаинского, слова М. Пляцковского «Последний звонок» слова К.Ибряева, музыка Ю.Чичкова «Звезда Россия», слова Юрий Голубинский, музыка Александр Голубинский «Не отнимайте солнце у детей» автор: Попков Владимир музыка:Е.Лучников,Е.Бондаренко «Валенки», русская народная песня. «Три белых коня», слова Леонида Дербенѐва, композитор Евгений Крылатов «Крылатые качели», композитор-Евгений Крылатов, слова-Юрия Энтина «Помолимся за родителей», слова Губин К., музыкаПавлиашвили С. «Новый день», Автор слов и музыки - Светлана Мошкина «Звезда»,автор музыки и слов: Рахманькова Саша Методическое обеспечение В процессе первого года обучения решаются следующие задачи: формирование представлений о стилевых особенностях вокального национального жанра, знакомство с основами теории национального жанра (сценический имидж, пластика), обучение приѐмам работы с песней, развитие вокальных навыков, формирование навыков сольного пения, охрана детского голоса, воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса. Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов: 1. Эстрадное творчество. Особенности вокального национального пения. 2. Фонограмма, еѐ особенности и возможности. 3. Приѐмы работы с микрофоном. 4. Приѐмы сольного исполнения. На первом этапе Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса. На втором этапе Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педаго гом. На третьем этапе Учащиеся знакомятся с приѐмами национального сольного пения. Изучение материалов осуществляется в ходе занятий. Виды занятий: 1) занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса; 2) комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала), 3) практические занятия – индивидуальные формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты. Формы организации занятий Занятия проходят индивидуально. Беседа,на которой излагаются теоретические сведения,которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, гдеосваивается музыкальная грамота,разучиваются эстрадные песни. Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера,развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие,завершающее тему–занятие-концерт.Проводится для самих де-тей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок,музеев,концертов,праздников,конкурсов,фестивалей. На занятиях по пению используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – работа над сценическими движениями; – анализ занятия; – задание на дом. Условия реализации программы. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих еѐ обеспечение: 1. Общие требования к обстановке в кабинете: оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями; чистота, освещѐнность, проветриваемость кабинета; свободный доступ или возможность организации занятий. 2. Техническое и материальное обеспечение: 1. Наличие кабинета (кабинет музыки). 2. Магнитофон, компьютер. 3. Электроаппаратура. 4. Стол педагога - 1 штука 5. Микшерский пульт - 1 штука; 6. Микрофоны шнурованные и радиомикрофоны - 2+2=4 штуки; 7. Нотный материал, подборка репертуара. 8. Записи аудио, MP3. 9. Записи выступлений, концертов. 2. Кадровое обеспечение: Педагог руководитель объединения «Эстрадного сольного пения», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами: обладает высшем музыкально-педагогическим образованием; владеет навыками и приѐмами организации музыкальных занятий; знает физиологию и психологию детского возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитан ников; умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников; систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. 3. Методическое обеспечение программы: методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические иг ры и упражнения; дидактические материалы. Работа с родителями: 1.Родительское собрание 2.Открытые уроки для родителей. 3.Приглашение родителей на концерты и мероприятия с участием их детей Информационное и научно-методическое обеспечение: Использование в работе специальной литературы, методических рекомендаций, репертуарных сборников, журналов «Воспитание школьников», «Внешкольник» и др. Список литературы, рекомендованной для педагогов. 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003. Приложение к программе по вокалу