СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Актуальность и педагогическая целесообразность 3. Отличительная особенность 4. Цель программы 5. Задачи программы 6. Режим организации занятий 7. Прогнозируемые результаты обучения 8. Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты 9. Способы проверки ожидаемых результатов 10. Методы и формы оценки результатов 11. Учебно-тематический план 12. Содержание 13. Методическое обеспечение программы 14. Формы организации занятий 15. Методы обучения 16. Средства, необходимые для реализации программы 17. Информационно-методическое обеспечение основных тем программы 18. Материально-техническое обеспечение 19. Работа с родителями 20. Список литературы Пояснительная записка Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы. Актуальность программы В настоящее время очень востребованы виды детского искусства, в котором танец и пение занимают свое достойное место. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Каждый участник - солист, должен хорошо уметь петь в дуэте, трио, в ансамбле. Педагогическая целесообразность программы Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Отличительные особенности содержания программы Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию вокально-певческих возможностей воспитанников, развитие их певческой культуры, тренировку голосового аппарата и охрану голоса. Программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям вокального искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков в музыкальном искусстве. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о вокальной музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цель программы: • создание условий для развития личности. • воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей. • развитие эстетических и этических качеств и способностей школьников с нарушением зрения, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества. Задачи: - На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. - Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. - Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. - Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. - Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов музыкой, культурой, импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Формы и режим занятий Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по вокальному пению используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой. Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчѐт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериала из выступлений студии. Итоговое занятие. Урок-концерт. Успехи, результат. Беседа о вокальной студии. Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах. Ожидаемые результаты и их проверка Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей. Настоящая программа определяет приоритеты развития художественно-эстетической направленности ЦТ и общественную значимость творческой деятельности детей, а также взаимосвязь внутриобразовательного пространства. Ожидаемые результаты и способы их проверки Учащиеся будут иметь представление о: • эстрадном вокале ; • академической манере пения; • чистоте интонации звучания; • певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания; Учащиеся будут иметь понятие о: • голосовом аппарате; • чѐткой дикции и артикуляции. Учащиеся будут уметь: • петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные к концу • этапа обучения; • выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса; • беречь свой голос от перегрузок; • выучат к концу каждого года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и примут участие в итоговом концерте. Общие критерии оценки результатов • Владение знаниями по программе. • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. • Уровень воспитанности и культуры учащихся. • Творческий рост и личностные достижения воспитанников. Критерии замера прогнозируемых результатов • Педагогическое наблюдение • Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; • участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; • концертную деятельность. Формы подведения итогов • Педагогические наблюдения. • Открытые занятия с последующим обсуждением. • Итоговые занятия. • Концертные выступления. • Конкурсы, фестивали, смотры. Способы диагностики и контроля результатов Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений. Диагностика Основные параметры Период Способ Первичная степень интересов и уровень сентябрь, наблюдение подготовленности детей к занятиям октябрь природные физические данные каждого ребенка уровень развития общей культуры ребенка Промежуточная высокий уровень исполнения песенного декабрь произведения концертная деятельность; конкурсы, степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей фестивали, ребенка, его личностных качеств смотры уровень развития общей культуры ребенка Итоговая высокий уровень исполнения песенного май произведения степень развития интеллектуальных, концертная деятельность; конкурсы, художественно-творческих способностей фестивали, ребенка, его личностных качеств смотры уровень развития общей культуры ребенка Основные принципы оценивания В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок: • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности; • положительное отношение к усилиям воспитанника; • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок; • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаѐт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из выше перечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей. На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Эстрадный вокал» 1 год обучения Количество часов № 1 Название темы Вводное занятие. Вокал, как Общее кол-во Теоретические Практические часов занятия занятия 1 1 вид музыкальной деятельности. 2 Постановка голоса. 30 2 28 3 Устранение мышечных 40 4 36 зажимов. Развитие правильного дыхания, резонаторных ощущений правильной позиции. Работа над чистотой интонации. 4 Артикуляция, дикция. 30 2 28 5 Работа над репертуаром. 30 2 28 12 2 10 1 - 1 144 15 61 Работа с микрофоном. Работа в звукозаписывающей студии. 6 Расширение музыкального кругозора и концертная деятельность. 7 Подведение итогов 8 Итого: СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности, правила поведения в центре. Все о том, как вести себя в чрезвычайных происшествиях и как их избежать. Вокал как вид музыкальной деятельности. Понятие о эстрадном вокале. Теория. Вокал как вид музыкально исполнительской деятельности. Практика. Организация занятий с певцами-солистами. Строение голосового аппарата. Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Анатомия органов дыхания. Практика: Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Правила охраны детского голоса. Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приѐмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определѐнного возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Теория: Развитие правильного дыхания. Практика: Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Тема 2. Постановка голоса. Звукообразование. Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Практика: Интонирование. Типы звуковедения: legato и поп legato. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Практика: Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Практика: Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Тема 3. Устранение мышечных зажимов. Развитие правильного дыхания, резонаторных ощущений правильной позиции. Работа над чистотой интонации. Устранение мышечных зажимов. Теория. Пение - процесс, связанный не только с рботой мышц, но и с психикой человека. Подвижность дыхания зависит от эмоционального посыла, интонации голоса. Свобода дыхательных мышц достигается через пластическую раскрепощенность и двигательную активность. Практика. Упражнения. Анатомия органов дыхания. Теория. Диафрагма и брюшные мышцы. Типы природного дыхания( брюшное, диафрагматическое - межреберное, ключичное). Практика. Работа над правильной осанкой. Упражнения на правильную осанку. Работа над раскрепощением певческого выдоха. Работа над чистотой интонации. Практика. Пение гамм, трезвучий, аккордов, арпеджио. Тема 4. Артикуляция, дикция. Формирование вокальных гласных. Вокальные гласные формируются в следствии изменения ротоглоточного пространства (объем резонатора). Это можно проследить по изменению объема ротоглотки от гласного «у» далее «о», «а», «э», «и». Формирование вокальных согласных. Различные согласные создают эффект различных атак и активно используются в работе с голосом. Звуки «п», «б», «д» - концертируют звук. Звуки «м», «и», «з» - смягчают, и помогают собрать звук в маску, «х», «ф» - действуют подобно придыхательной атаке. Тема 5. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. Работа в звукозаписывающей студии. Работа с произведениями русских композиторов- классиков. Теория. Краткое ознакомление с композиторами, биография. Практика. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа с популярными детскими песнями. Освоение вокального репертуара для детей, созданного современными композиторами (А. Рыбников, И.Зубков, М. Минков, А. Зацепин, М. Дунаевский, Е.Войтенко и др.). Освоение произведений различных жанров (песня, миниатюра, баллада, джазовый стандарт и т.д.). Освоение средств исполнительской выразительности динамики, темпоритма, фразировки, штрихов и т.д. Формирование навыков пения под фонограмму с микрофоном сольно. Работа с микрофоном и работа в студии. Что такое микрофон и как с ним работать, как его правильно держать при пении. Различие микрофонов. Правила работы в звукозаписывающей студии. Тема 6. Расширение музыкального кругозора и концертная деятельность. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Теория. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также - индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Практика. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Тема 7. Подведение итогов. Анализ и повторение пройденного материала. Методическое обеспечение программы Данная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа, репетиция, викторина, контрольный урок, аудиторное занятие, зачет, практикум, лекция. Также возможны и такие формы, как концерт, фестиваль, творческая встреча. Организация деятельности учащихся на занятиях кружка эстрадного пения осуществляется через групповую форму работы. На занятиях кружка применяются наглядные, словесные, практические и частичнопоисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены. На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по ―цепочке‖, пение ―про себя‖, рука – нотный стан, игровые приемы (―Ритмическое эхо‖, ―Парад звезд‖, ―Эхо‖, ―Импровизационный концерт‖, ―Свечи‖, ―Артикуляционная разминка‖). В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам. Занятия по темам раздела ―Музыкальная грамота‖ строятся по следующему принципу: вначале занятия дается краткие теоретические формулировки, за ними следует нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами. Завершается занятие заданиями, проверкой знаний. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи. После контрольных уроков и концертных выступлений обязательно должна осуществляться рефлексия. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Одаренные дети и подростки могут принимать участие в больших праздниках и тематических концертах. В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты, где исполняются песни, разученные в течение года. Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественного звучания. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана кружка необходимо учитывать вокальные данные воспитанников и на их основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных на занятиях. Материально-техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета. 2. Наличие репетициального зала. 3. Фортепиано, сентизатор. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала). 9. Нотный материал, подборка репертуара. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 11. Записи выступлений, концертов. Универсальный план работы с вокалистами 1. Ознакомление с песней, работа над дыханием: знакомство с мелодией и словами песни; переписывание текста; ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни; регулирование вдоха и выдоха. 2. Работа над образованием звука: проверка усвоения текста песни; работа по закреплению мелодической основы песни; постановка корпуса, головы; рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо); атака звука; закрепление материала в изучаемой песне. 3. Работа над чистотой интонирования: проверка усвоения песни и мелодии в целом; слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. 4. Работа над дикцией: музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре; выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;. 5. Работа с фонограммой: повторение ранее усвоенного материала; определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента; определение темпа, динамических и агогических оттенков; исполнение песни с учетом усвоенного материала. 6. Работа над музыкальной памятью: музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона; запоминание ритмической основы аккомпанемента; запоминание динамических и агогических оттенков мелодии; запоминание тембров аккомпанемента. 7. Работа над сценическим имиджем: закрепление ранее усвоенного материала; воссоздание сценического образа исполнителя песни; практическое осуществление сценического образа исполняемой песни. 8. Умение работать с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование; сценический мониторинг; малые технические навыки звуковой обработки; взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем. Работа с родителями: 1.Родительское собрание 2.Открытые уроки для родителей. 3.Приглашение родителей на концерты и мероприятия с участием их детей Список литературы, рекомендованной для педагогов. 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003. Приложение к программе по вокалу