МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОГРУГ «Г.КАСПИЙСК» РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ» ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ На заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021г. № 3 Директор МБУ ДО МО ГО «г.Каспийск» РД "ДШЭП" _________Х.А. Исрапилова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Гитара» Автор-составитель: Ибрагимова Лаура Михайловна Педагог дополнительного образования Срок реализации: 3 года Возраст детей: с 5 - 18 лет Каспийск 2021 г. 2 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………….……3 2. Учебный план…………………………………………………….……….16 3. Тематическое планирование……………………………………………..16 4. Формы аттестации…………………..…………………………………….29 5. Методические материалы…………………………………………...……30 6. Условия реализации программы……………………………………..…..31 7. Список литературы………………………………………………….……32 8. Приложения к программе 8.1 Календарный учебный график 8.2 План воспитательной работы 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика предмета На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара. Программа «Гитара» предназначена для ознакомления обучающихся с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и непосредственно через игру на гитаре ребенок может раскрывать свой внутренний мир, духовно обогащаться и стремится к самовыражению. Программа разработана с учетом требований: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Письма Минобрнауки России «О направлении информации» / Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей» (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Письма МО НО «О направлении методических рекомендаций / Методические рекомендации по разработке ОП ОО ДО» (от 30 мая 2014 № 316-01-100-1674/14); Постановления главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.317214 Санитарно эпидемиологические организации требования режима работы к устройству, содержанию образовательных и организаций 4 дополнительного образования детей» (вступил в силу с 13 октября 2014г.); Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ». Учебный материал направлен на постепенное увеличение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся. Классификация программы: 1. По статусной позиции: модифицированная; 2. По тематической направленности: художественная; 3. По целевому обеспечению творческого развития: специализированная. Актуальность программы заключается в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, дети получают реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития. Новизна программы заключается в возможности обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Педагогическая целесообразность программы в разнообразии видов деятельности детей и подростков, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в 5 концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару. Отличительной особенностью программы содействие в обучении игре на гитаре, она является не только помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на сцене и в жизни. Особенность программы также заключается в её построении. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста, пола. В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами. Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара для обучающихся: от классических произведений до современной музыки. Это дает возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я» при общении со сверстниками, реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества. Программа «Гитара» формирует умение творчески подходить к исполнительской деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к инструменту, целеустремленности и настойчивости. Цель программы: расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования; формирование комплекса исполнительских умений и навыков игры на гитаре в объеме, позволяющем эффективно использовать инструмент в жизни; выявление и раскрытие творческого потенциала детей. 6 Задачи программы. Личностные: Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики и современной музыки; Прививать интерес и любовь к музыке; Воспитывать следующие личностные качества: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм; Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, труду и искусству. Метапредметные: Приобщать детей к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества; Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека. Предметные: Познакомить обучающихся с историей, устройством и художественно выразительными возможностями гитары; Развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений); Сформировать определенный объем музыкальных знаний, умений и навыков: - владение инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук), - приобретение и закрепление навыков игры на гитаре, - овладение музыкально- теоретическими знаниями; Развитие творческого потенциала и его стимулирование; Формирование художественно – образного мышления и музыкально слуховых представлений; Развитие эмоциональности и выразительности. 7 Принципы набора обучающихся: набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительной проверки музыкальных способностей. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий с ребенком: с учетом возраста, способностей и индивидуальных особенностей развития. Режим занятий и учебная нагрузка. Общий объем программы – 216 учебных часов: 1год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу; 2 год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу; 3 год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу; Длительность академического часа составляет – 45 минут. Формы проведения занятий. Основная форма обучения – занятие. Формами проведения занятий являются: репетиции к подготовке выступлений; концертные выступления различного уровня; посещение детских вокальных конкурсов и фестивалей и участие в них; самостоятельная работа. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки за инструментом и освоение приемов звукоизвлечения. При этом постоянное внимание уделяется качеству звукоизвлечения – важнейшему средству музыкальной выразительности. В процессе освоения программы педагог прививает ученику навыки грамотной, осмысленной аппликатуры, раскрывающей художественное содержание произведения. Музыкальное и техническое развитие учащихся зависит не только эффективных аудиторных занятий, но и 8 от правильной организации домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для занятий дома. В начале обучения ученик должен получить от педагога ясное представление о гитаре как о самостоятельном сольном инструменте. Необходимо познакомить учащегося с важнейшими сведениями из истории и развития гитары, раскрыть её звуковые и технические возможности. Принципы обучения. В основе содержания и методики реализации программы «Гитара» лежат следующие принципы педагогической деятельности: Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника; Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы: тематики занятий, нотного исполнительского материала, различных видов концертной деятельности; Принцип обучающимся демократизации свободы - проявляется для саморазвития, в предоставлении реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля; Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только игры на музыкальном инструменте, но и всех взаимосвязанных с ним психофизических качеств, в том числе различных видов музыкальной и исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка; 9 Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства. Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого обучающегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей. Таким образом, при подготовке занятий и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного ребенка. Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента. Планируемые результаты. Личностные: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Метапредметные: умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной общеразвивающей программы; построение индивидуальной траектории. 10 Предметные: начальный этап сформированности музыкально - образного мышления; будут развиты музыкальные способности (слух, память, чувство ритма, пальцевая моторика и координация движений); овладение музыкальной терминологией; освоение разнообразных техник игры на гитаре; осмысленное и выразительное исполнение музыкальных произведений, разнообразных по форме, стилю и содержанию. Предметные результаты по итогам I года обучения. Учащиеся должны знать: первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш; музыкально-выразительные средства инструментальных произведений. базовые компоненты нотной грамоты; Учащиеся должны уметь: владеть правильной постановкой рук, посадкой, исполнительскими движениями; владеть основным приемом исполнения (тирандо, апояндо, изучение 21 вида арпеджио и основного ритмического рисунка). исполнять упражнения на разные виды техники; исполнять музыкальные произведения содержанию; У детей будет сформирован: интерес к гитарной музыке; культура поведения во время занятий. различные по форме и 11 Предметные результаты по итогам II года обучения. Учащиеся должны знать: особенности музыкально-выразительных средств инструментальных произведений; о формах и содержании музыкальных произведений. Учащиеся должны уметь: исполнять этюды на разные виды техники; исполнять музыкальные произведения, разнообразные по форме, стилю и содержанию; исполнять гаммы новые приемы исполнения (смена позиции,); У детей будет формироваться: личностные качества: целеустремленность, работоспособность, артистизм; культура восприятия и умение грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений; стремление к достижению более качественного звука и выразительности исполнения музыкальных произведений. Предметные результаты по итогам III года обучения. Учащиеся должны знать: различные по содержанию и формам музыкальные произведения композиторов - классиков, современных и зарубежных композиторов; технику исполнения пассажей двойными нотами; приемы исполнения: hammer on, pull off. Учащиеся должны уметь: исполнять этюды и упражнения на разные виды техники (двойными нотами); осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения. четко координировать движения при игре, соблюдать аппликатуру; в рамках концерта исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле. 12 Будут развиты музыкальные способности: слух, ритм, память; пальцевая моторика; начальное музыкально-образное мышление. Занятия музыкой будут способствовать становлению нравственности ребенка и его мировоззрения в целом. Учебный план. Предмет 1 год всего Обучение игре на гитаре 72 теор ия 16 2 год практ ика 56 все тео го рия 72 7 3 год практ ика 65 все тео го рия 72 5 итого прак тика 67 теор ия 28 прак всего тика 188 216 Тематическое планирование. 1 год обучения. № Тема Всег о Теори я Практика Форма контроля 1 Вводное занятие. 1 1 - - 2 Общие сведения об инструменте (история, конструкция, расположение и нумерация струн, посадки и постановка рук). 2 1 1 Опрос, прослушивание. 3 Звукоизвлечение 2 1 1 Опрос, прослушивание. Строй гитары, аппликатура. 4 Обслуживание инструмента. 1 - 1 - 5 Октава, такт, динамические оттенки, тон, понятие «мажор/минор» 6 2 4 Опрос, прослушивание. 6 Гамма С: понятие, строение. 4 1 3 Опрос, прослушивание. 13 7 Настройка гитары. Табулатура. 3 1 2 Опрос, прослушивание. 8 Лига, реприза, вольты, нота с точкой, знаки альтерации. 3 2 1 Опрос, прослушивание. 9 Малое баррэ. 12 1 11 Опрос, прослушивание. 10 Контрольный урок 1 - 1 Тестирование, прослушивание. 11 Обслуживание инструмента. 1 - 1 - 12 Арпеджио трех и четырех пальцев правой руки. 8 1 7 Опрос, прослушивание. 13 Игра в ансамбле. 9 - 9 Опрос, прослушивание. 14 Длительности, тактовый размер. 5 2 3 Опрос, прослушивание. 15 Аккорды и способы их извлечения. 7 2 5 Опрос, прослушивание. 16 Обобщение и систематизация изученного материала. 5 1 4 Опрос, прослушивание. 17 Контрольный урок. 1 - 1 Тестирование, прослушивание.. 14 18 Обслуживание инструмента. 1 - 1 ВСЕГО 72 16 56 - СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения. Тема № 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на год. Тема № 2. Общие сведения об инструменте (материалы к занятию приложение 1). Теория: история гитары, направление и школы гитарной музыки, конструкция гитары, расположение и нумерация струн, посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: упражнения на открытых струнах. Тема № 3. Звукоизвлечение: прием «апояндо», «тирандо. Строй гитары, аппликатура (приложение 2). Теория: Звукоряд. Нотоносец. Скрипичный ключ. Обозначение нот. Строй гитары. Обозначение пальцев правой и левой руки: правая рука: большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный – а; левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3, мизинец – 4. Практика: Освоение приемов «апояндо» и «тирандо», их практическое применение на инструменте с учетом полученных знаний о правильной посадке гитариста. Разучивание одноголосной мелодии. Тема № 4. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. 15 Тема № 5. Октава, такт, динамические оттенки, тон, понятие «мажор/минор» (приложение 3). Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических представлений по теме. Практика: упражнения в разборе и исполнении одноголосных мелодий с использованием динамических оттенков. Тема № 6. Гамма С: понятие, строение (приложение 4). Теория: Понятие о гамме и строении мажорной гаммы. Практика: Разучивание двухоктавной гаммы С в 1 позиции. Тема № 7. Настройка гитары. Табулатура (приложение 5). Теория: способы настройки гитары. Знакомство с табулатурой. Практика: упражнение в настройке. Тема № 8. Лига, реприза, вольты, нота с точкой, знаки альтерации (приложение 8). Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических представлений по теме. Практика: упражнение в нахождении нот со знаками альтерации на грифе гитары, разучивание упражнений и пьес с залигованными нотами, анализ динамических оттенков и совершенствование навыка самостоятельного разбора. Продолжение работы над аккомпанементом вокальных произведений. Тема № 9. Малое баррэ (приложение 6). Теория: понятие малого баррэ. Практика: разучивание пьес с использованием приема малое баррэ. Разучивание аккомпанемента к вокальным произведениям. Тема № 10. Контрольный урок. Практика: исполнение двух разнохарактерных произведений. Тема № 11. Обслуживание инструмента. 16 Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тема № 12. Арпеджио трех и четырех пальцев правой руки (приложение 10). Теория: виды и правила извлечения аккордов, способы записи аккордов. Практика: упражнения в извлечении аккордов, исполнение произведений с аккордами. Тема № 13. Игра в ансамбле. Практика: Развитие начальных навыков игры в ансамбле на простейшем музыкальном материале. Тема № 14. Длительности, тактовый размер (приложение 7). Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических представлений по теме. Практика: разучивание упражнений и пьес с предварительным прохлопыванием, анализ динамических оттенков и формирование навыка самостоятельного разбора. Разучивание аккомпанемента к вокальным произведениям. Тема № 15. Аккорды и способы их извлечения (приложение 9). Теория: понятие об арпеджио, как важном средстве музыкальной выразительности и правилах исполнения арпеджио. Практика: упражнения в исполнении арпеджио в тональности до мажор с применением знаний по теории музыки. Продолжение работы над аккомпанементом вокальных произведений. Тема № 16. Обобщение и систематизация изученного материала. Теория: повторение сведений по теории музыки. Практика: исполнение пьес, упражнений, работа над темпом исполнения гаммы до – мажор, аккомпанемент вокальных произведений. 17 Тема № 17. Контрольный урок. Практика: Исполнение двух разнохарактерных произведений. Тема № 18. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тематическое планирование. 2 год обучения. № Тема Всего Теория Практика Форма контроля 1 Вводное занятие. Обслуживание инструмента. 1 - 1 - 2 Повторение и закрепление пройденного материала. 8 1 7 Опрос, прослушивание. 3 Двухоктавная Гамма С во второй позиции. 8 1 7 Опрос, прослушивание. 4 Большое Баррэ. 13 1 12 Опрос, прослушивание. 5 Вибрато. 4 1 3 Опрос, прослушивание. 6 Контрольный урок 1 - 1 Тестирование, прослушивание. 18 7 Обслуживание инструмента. 1 0 1 - 8 Флажолеты 4 1 3 Опрос, прослушивание. 9 Глиссандо 2 1 1 Опрос, прослушивание. 10 Позиции 5 1 4 Опрос, прослушивание. 11 Игра в ансамбле 9 - 9 Опрос, прослушивание. 12 Гаммы, упражнения и пьесы 14 - 14 Опрос, прослушивание. 13 Контрольный урок 1 - 1 Тестирование, прослушивание. 14 Обслуживание инструмента 1 - 1 - ВСЕГО 72 7 65 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения. Тема №1. Вводное занятие. Обслуживание инструмента. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на год. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. 19 Тема № 2. Повторение и закрепление пройденного материала. Теория: Повторение сведений по теории музыки, правил посадки, положения рук, принципов игры приемом «малое баррэ», арпеджирования. Практика: Повторение, закрепление пройденного материала на примере нового музыкального материала. Повторение пьес, арпеджио и упражнений, отработанных на 1 году обучения. Тема № 3. Двухоктавная гамма С во второй позиции. Теория: Формирование навыка самостоятельного построения мажорных и минорных гамм. Практика: Разучивание гаммы С во II позиции и исполнение в t 200. Тема № 4. Баррэ (приложение 11). Теория: Понятие большого баррэ. Практика. Разучивание пьес, упражнений и песен с использованием приема баррэ. Тема № 5. Вибрато (приложение 12). Теория: Понятие приема вибрато. Практика: Разучивание произведения для двух гитар с использованием приема вибрато. Тема № 6. Контрольный урок. Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес и арпеджио (упражнения). Анализ. Тема № 7. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тема № 8. Флажолеты (приложение 13). Теория: Понятие натуральных и искусственных флажолетов. Практика: Упражнения с использованием искусственных флажолетов. Тема № 9. Глиссандо (приложение 15). натуральных и 20 Теория: Понятие глиссандо. Практика: Упражнение с использованием приема «глиссандо». Тема № 10. Позиции (приложение 14). Теория: Правила смены позиций, аппликатура. Практика: Формирование навыка смены позиций в процессе работы над музыкальным произведением. Тема № 11. Игра в ансамбле. Практика: Развитие навыков игры в ансамбле. Тема № 12. Гаммы, упражнения и пьесы. Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров и отработка техники исполнения, динамические оттенки. Тема № 13. Контрольный урок. Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес. Тема № 14. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тематическое планирование 3 год обучения. № Тема 1 Вводное занятие. Обслуживание инструмента. 2 Всего 1 Упражнения для развития 10 Теория Практика - 1 - 1 9 Опрос, прослушивание. 1 11 Опрос, прослу- техники рук. 3 Двойные ноты. 12 Форма контроля 21 шивание. 4 Ударные легато hammer 10 1 9 Опрос, прослушивание. on. 5 Контрольный урок. 1 - 1 Тестирование, прослушивание. 6 Обслуживание инструмента. 1 - 1 - 7 Нисходящие легато pull 8 off. 1 7 Опрос, прослушивание. 8 СВИНГ. 12 1 11 Опрос, прослушивание. 9 Гаммы, пьесы. и 15 - 15 Опрос, прослушивание. 10 Контрольный урок. 1 - 1 Тестирование, прослушивание. 11 Обслуживание инструмента. 1 - 1 - ВСЕГО 72 5 67 упражнения 22 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 год обучения. Тема №1. Вводное занятие. Обслуживание инструмента. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на год. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тема №2. Упражнения для развития техники рук. Практика: Повторение и закрепление ранее полученных навыков в технике баррэ, арпеджио, вибрато, глиссандо, смена позиций, разучивание упражнений для развития беглости пальцев. Тема №3. Двойные ноты (приложение 16). Теория: Правила исполнений пассажей двойными нотами. Практика: Разучивание различных гамм и пассажей терциями, октавами. Тема №4. Ударные легато (hammer on) (приложение 17). Теория: Инструктаж по выполнению приема hammer on, обозначение. Практика: Упражнения на развитие техники hammer on. Разучивание произведений с использованием приема hammer on. Тема № 5. Контрольный урок. Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес и этюда (упражнения). Анализ. Тема №6. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Тема №7. Нисходящие легато pull off (приложение 18). Теория: Инструктаж по выполнению приема pull off, обозначение. 23 Практика: Упражнения на развитие техники pull off. Разучивание произведений с использованием приема pull off. Тема №8. Свинг (приложение 19). Теория: Понятие ритма свинг. Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается. Практика: Разучивание произведений в ритме «свинг». Тема № 9. Гаммы, упражнения и пьесы. Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров и отработка техники исполнения, динамические оттенки. Тема №10. Контрольный урок. Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес. Тема № 11. Обслуживание инструмента. Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка новых струн, настройка гитары. Репертуарный список произведений. 1 год обучения 1. Упражнения на открытых струнах; 2. Русская народная песня «Во саду ли в огороде»; 3. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»; 4. Гамма С в I позиции (аппликатура А. Сеговии); 5. Русская народная песня «Со вьюном я хожу»; 6. Русская народная песня «Коровушка»; 7. В. Катанский «Маленький вальс»; 8. Маттео Каркасси «Маленький вальс»; 9. Л. Бетховен «Ода к радости»; 24 10. Этюды: Ф. Сор, Ф. Карулли, Д. Сагрерос, Ф. Таррега, П. Румянцев, М. Джулиани, Д. Агуадо, Г. Фетисов; 11. Маттео Каркасси «Арпеджио трёх и четырёх пальцев правой руки»; 12. Г. Гарнишевская «Прелюдия»; 13. А. Варламов «На заре ты её не буди»; 14. Маттео Каркасси «Андантино»; 15. Мауро Джулиани «Аллегретто»; 16. Русская народная песня «Ты пойди моя коровушка домой»; 17. М. Каркасси «Анданте». 2 год обучения 1. Гомес «Романс»; 2. Гамма С во II позиции; 3. Джю Кюфнер «Аллегретто» 4. Мауро Джулиани «Анданте в С» 5. Мауро Джулиани «Аллегретто» 6. Ф. Карулли «Андантино»; 7. А. Бекман «Ёлочка»; 8. Этюды: Ф. Сор, Ф. Карулли, Д. Сагрерос, Ф. Таррега, П. Румянцев, М. Джулиани, Д. Агуадо, Г. Фетисов; 9. Ф. Милано «Канцона»; 10. Р. Паултон «Aura Lee»; 11. Гамма G (аппликатура А. Сеговии); 12. Г. Тойхерт «Зелёные рукава»; 13. М. Каркасси «Каприс»; 14. Д. Агуадо «Вальс»; 15. Ф. Карулли «Анданте»; 16. Ф. Сор «Андантино оп. 60»; 17. А. Иванов – Крамской «Пьеса»; 18. Ф. Карулли «Анданте». 25 3 год обучения 1. M. Dalle Ave «Berceuse Pour Carla»; 2. Гамма D во второй позиции в аппликатуре Сеговии; 3. Каденции: C, G, D; 4. Rodrigo «Aranjuez»; 5. Ф. ТАРРЕГА «ЭТЮД EM»; 6. И. С. Бах «Air on a G string»; 7. И. С. Бах «Бурре»; 8. Beatles «Yesterday»; 9. «Bossa Samba»; 10. Ф. Сор «Андантино»; 11. Ф. Сор «Estudio 1»; 12. Аноним «Blues»; 13. Аноним «Блюз»; 14. J. Satriani «Tears in the Rain»; 15. A. K. Espinosa «Nihtswing»; 16. Hangman «Heroes»; 17. L. Brower «Um Dia de Noviembro». Календарный учебный график оформляется на текущий учебный год (приложение 8.1). Аттестация обучающихся обязательно проводится 2 раза в год: по окончанию первого и второго полугодия – промежуточная в форме контрольного урока, по окончанию обучения – итоговая в форме академического концерта. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в концертах, творческих смотрах; участие в фестивалях, конкурсах; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов; 26 анкетирование; тестирование. Оценочные материалы. Результативность: Результативность определяется путем мониторинга качества обучения. Оценка знаний и умений обучающихся комплексно проходит в конце каждого полугодия в форме контрольного урока. Показатели Степень выраженности (оцениваемые Критерии 2 I. Теоретическая подготовка ребенка: Соответствие 1.Теоретические знания (по основным теоретических знаний ребенка разделам учебнопрограммным тематического плана программы) требованиям; кол-во баллов диагностик 3 4 5 • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) 1 Наблюдение, тестирование, 5 Соответствие практических умений и навыков программным • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); контрольный опрос и др. 10 1 5 Собеседование 10 II. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам Методы Оцениваемого качества параметры) 1 Возможное 1 27 учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Творческие навыки требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); 10 • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); 1 • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); 5 • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 10 Креативность в • начальный (элементарный) выполнении практических заданий уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 2 5 • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 1 Контрольное 3 задание Контрольное задание 1 Контрольное 5 задание 10 4 5 III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в • минимальный уровень умений подборе и анализе (обучающийся испытывает литературы серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не 1 Анализ 5 исследователь ской работы 28 1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации испытывает особых трудностей) 10 Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. информации 1.3. Умение Самостоятельность в осуществлять учебно-исследоучебно-исследовательскую работу вательской работе Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) 2.Учебно-коммуникативные умения: Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. Адекватность 2.1. Умение восприятия слушать и информации, идущей слышать педагога от педагога 2.2. Умение выступать перед аудиторией 2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Свобода владения и подачи обучающимся Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. подготовленной информации Самостоятельность в построении уровни - по аналогии с п. 3.1.1. дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Наблюдение 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 1 3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Способность самостоятельно Уровни - по аналогии с п. 3.1.1 готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой 2 Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным 3 • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных Наблюдение 4 1 5 29 безопасности требованиям программой); 5 • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). 3.3. Умение Аккуратность и аккуратно ответственность в выполнять работу работе 10 Удовл. - хорошо - отлично В качестве основных методов диагностики результатов обучения используются опросы и практические задания по пройденным темам. Контрольные занятия включают в себя - задания на проверку усвоения выученного материала: нотная грамота, постановка аккордов, приемы игры на гитаре. Тесты к разделу «Теория музыки» (приложение 22); Методика для определения самооценки старшеклассников «Как у тебя с самооценкой?» (приложение 21); Методика изучения удовлетворённости воспитанников жизнедеятельностью в коллективе. Данная методика составлена на основе методики доцента А.А.Андреева «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (приложение 20). Методические материалы. В ходе занятий применяются различные методы обучения. По источнику знаний – это словесные, наглядные и практические методы: словесный - беседа о музыкальных направлениях, рассказ о выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных произведений и собственного исполнения музыкального произведения; наглядный – наблюдение, показ педагогом приемов игры на гитаре, 30 показ иллюстраций, видеоматериалов; практический – ведущий метод - тренировочные упражнения, посредством которых формируются необходимые умения и навыки. Ни один из перечисленных методов не используется изолированно: так, например, объяснения педагога исполнения, а практическая работа сопровождаются показом с инструментом - приемов пояснениями и комментариями педагога. По способу организации деятельности используются методы: репродуктивный - суть, которого в отработке приемов исполнения, показанных педагогом; объяснительно – иллюстративный - объяснения педагога подкрепляются наглядно и практически; показ исполнения на гитаре дает возможность использовать природную способность детей к подражанию; В процессе занятий используются аудиоматериалы (записи выдающихся исполнителей на классической гитаре), а также нотный материал музыкальных произведений, предлагаемых данной программой применительно к первому, второму, третьему годам обучения. Так же, на занятиях применяется технология индивидуализации обучения и воспитания детей: развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководство индивидуальной самостоятельной работой учащихся; выбора уровня сложности заданий учащимися. При подготовке и проведении занятий используется специальная и методическая литература. 31 Условия реализации программы. Материально – технические: 1. Гитара шестиструнная. 2. Подставка для ног. 3. Пюпитр. 4. Тетради для нот. 5. Принтер. 6. Компьютер. 7. Кабинет, оборудованный мебелью (стол, стулья). Информационные: 1. Наличие утвержденной программы; 2. Репертуарный нотный материал; 3. Фонотека с набором аудиозаписей; 4. Комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.); 5. Аудио, видеоматериалы; 6. Интернет-ресурсы (видеоматериалов, мастер-классов). Список литературы. Литература для педагога: 1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной струнной гитары/ Д. Агуадо. – М.: «Музыка», 1968; 2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары/ Бах И.С./сост. П. Исаков. – М.: «Музыка», 1979; 3. Гитман А. Концерт в ДМШ/вып. 1,2,3/А. Гитман. – М.: «Музыка», 2006; 4. Джулиани М. 24 легких этюдов для гитары/ ор. 100/Джулиани М. /сост. Хейнце Б., Лейпциг. – М.: «Музыка», 1977; 5. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары/ ИвановКрамской А. – М.: «Музыка», 1947; 32 6. Пьесы для 6-ти струнной гитары/сост. Виницкий А. – М.: «Музыка», 2005; 7. Педагогический репертуар гитариста/Средние и старшие классы ДМШ/сост. Гитман А. – М.: «Просвещение», 1999; 8. Педагогический репертуар/вып.1,2,3/сост. Ковалевский Я., Рябоконь Е. – М.: «Музыка», 1970; 9. Сор. Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары /ред. Сеговии А. – М.: «ГИД» 2000; 10. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары /сост. Ларичев Е. – М.: «Музыка» 1983; 11. Хрестоматия гитариста/1-3, 4-5 классы ДМШ /сост. Ларичев Е. – М.: «Советский композитор», 1983 – 1986; 12. Хрестоматия для шестиструнной гитары/вып. 1,2,3/сост. Вещинский А. – М.: «Музыка», 2005; 13. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/Ларичев Е. – М.: 1988; 14. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Каркасси М. – М.: 2002; 15. Фетисов Г. А. Первые шаги гитариста/Тетрадь № 1/ Фетисов Г. А. – М.: 2004; 16. Детский альбом гитариста/Тетрадь № 1, 2, 3/состав. Катанский А. В. – М.: 2006; 17. Старинная музыка XVI – XVIII в. в./состав. П. Юргенсон. – М.: 2002; 18. Хрестоматия шедевров популярной музыки/состав. В. Колосов. – М.: 2003; 19. М. Филипс. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/ М. Филипс, Д. Ганел. – М.: 2005; 20. Г. А. Фетисов. Хрестоматия гитариста/Тетрадь вторая/ Г. А. Фетисов. – М.: 2004; 21. Русский романс/состав. Катанский В. М. – М.: 2003; 33 22. Песни нашего двора/состав. Катанский В. М. – М.: 2004; 23. В. Манилов. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре/ В. Манилов, В. Молотков. – Киев: 1984; 24. И. Бойко. Мой метод/И. Бойко. – Москва: «Смолин КО», 2002; 25. Как научить играть на гитаре/Состав. В. А. Кузнецов. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. Литература для учащихся: 1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Агафошин П. М.: «Музыка»,1983; 2. Виницкий А. Джазовый альбом/вып.1,2/ Виницкий А. – М.: «Престо», 2004; 3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре/ Гитман А. – М.: «Музыка», 2005; 4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов/ Гитман А. – М.: «Музыка», 2003; 5. Иванов – Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Иванов – Крамской А. – М.: «Музыка», 1970; 6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/Каркасси М. – М.: «Музыка», 1964 – 2000; 7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре/ Кирьянов Н. – М.: «Тоника», 1991; 8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/Пухоль Э. – М.: «Советский композитор», 1984.