МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОГРУГ «Г.КАСПИЙСК»
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета
Протокол от 23.08.2021г. № 3
Директор МБУ ДО МО ГО
«г.Каспийск» РД "ДШЭП"
_________Х.А. Исрапилова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гитара»
Автор-составитель:
Ибрагимова Лаура Михайловна
Педагог дополнительного образования
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: с 5 - 18 лет
Каспийск 2021 г.
2
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….……3
2. Учебный план…………………………………………………….……….16
3. Тематическое планирование……………………………………………..16
4. Формы аттестации…………………..…………………………………….29
5. Методические материалы…………………………………………...……30
6. Условия реализации программы……………………………………..…..31
7. Список литературы………………………………………………….……32
8. Приложения к программе
8.1 Календарный учебный график
8.2 План воспитательной работы
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткая характеристика предмета
На современном этапе музыкального образования детей особую
актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране
инструмент, как гитара.
Программа «Гитара» предназначена для ознакомления обучающихся с
миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и
непосредственно через
игру на гитаре ребенок может раскрывать свой внутренний мир, духовно
обогащаться и стремится к самовыражению.
Программа разработана с учетом требований:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования;
Письма Минобрнауки России «О направлении информации» /
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
(от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
и
в
соответствии
с
«Концепцией
развития
дополнительного
образования детей» (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г.
№ 1726-р);
Письма МО НО «О направлении методических рекомендаций /
Методические рекомендации по разработке ОП ОО ДО» (от 30 мая
2014 № 316-01-100-1674/14);
Постановления главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.317214 Санитарно эпидемиологические
организации
требования
режима
работы
к
устройству,
содержанию
образовательных
и
организаций
4
дополнительного образования детей» (вступил в силу с 13 октября
2014г.);
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 апреля
2015г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации
дополнительных общеразвивающих программ».
Учебный
материал
направлен
на
постепенное
увеличение
и
расширение теоретических знаний, а также получение практических умений
и навыков
игры на шестиструнной
гитаре, с учетом способностей и
возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития
обучающихся.
Классификация программы:
1. По статусной позиции: модифицированная;
2. По тематической направленности: художественная;
3. По целевому обеспечению творческого развития: специализированная.
Актуальность программы
заключается в том, что при повышенном
интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, дети
получают
реальную
возможность,
через
знакомство
с
широким
и
разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более
короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на
приобщение
детей
к
музыке,
на
предоставление
возможности
их
музыкального развития.
Новизна программы
заключается
в возможности обучения более
широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями.
Учебно-тематический
план
предполагает
учет
индивидуальных
возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Педагогическая целесообразность программы в разнообразии видов
деятельности
детей
и
подростков,
в
дополнительной
возможности
самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в
5
концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное
благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.
Отличительной особенностью программы
содействие в обучении игре на гитаре, она
является не только
помогает полюбить этот
инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на
сцене и в жизни.
Особенность программы также заключается в её построении. В основе
построения
программы
лежит
концентрический
принцип,
который
заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании
приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста, пола.
В ходе реализации программы ребята овладевают разными
приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями
и жанрами. Данная программа предусматривает индивидуальный подход в
подборе репертуара для обучающихся: от классических произведений до
современной музыки. Это дает возможность детям, особенно в непростом
подростковом возрасте, проявить свою индивидуальность, обратить на себя
внимание ровесников, проявить свое «я» при общении со сверстниками,
реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от
собственного творчества.
Программа «Гитара» формирует умение творчески подходить к
исполнительской деятельности,
способствует воспитанию трудолюбия и
любви к инструменту, целеустремленности и настойчивости.
Цель
программы:
расширение
возможностей для
удовлетворения
разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного
образования; формирование комплекса исполнительских умений и навыков
игры на гитаре в объеме, позволяющем эффективно использовать инструмент
в жизни; выявление и раскрытие творческого потенциала детей.
6
Задачи программы.
Личностные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики
и современной музыки;
Прививать интерес и любовь к музыке;
Воспитывать следующие личностные качества:
целеустремленность,
работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм;
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, труду и
искусству.
Метапредметные:
Приобщать детей к концертной деятельности посредством их участия
в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества;
Сформировать потребность в общении с музыкой,
как важной и
неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
Предметные:
Познакомить обучающихся с историей, устройством и художественно
выразительными возможностями гитары;
Развитие у обучающихся музыкальных способностей
(слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);
Сформировать определенный объем музыкальных знаний, умений и
навыков:
-
владение
инструментом
(посадка,
положение
инструмента,
постановка рук),
- приобретение и закрепление навыков игры на гитаре,
- овладение музыкально- теоретическими знаниями;
Развитие творческого потенциала и его стимулирование;
Формирование художественно – образного мышления и музыкально
слуховых представлений;
Развитие эмоциональности и выразительности.
7
Принципы набора обучающихся: набор детей на первый год
обучения проводится по желанию, без предварительной проверки
музыкальных
способностей.
В
дальнейшем
используется
дифференцированный подход при организации занятий с ребенком: с
учетом возраста, способностей и индивидуальных особенностей развития.
Режим занятий и учебная нагрузка.
Общий объем программы – 216 учебных часов:
1год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу;
2 год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу;
3 год – 72 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу;
Длительность академического часа составляет – 45 минут.
Формы проведения занятий.
Основная форма обучения – занятие.
Формами проведения занятий являются:
репетиции к подготовке выступлений;
концертные выступления различного уровня;
посещение детских вокальных конкурсов и фестивалей и участие в них;
самостоятельная работа.
Основными предпосылками для успешного развития ученика является
воспитание у него свободной и естественной посадки за инструментом и
освоение приемов звукоизвлечения. При этом постоянное внимание
уделяется качеству звукоизвлечения – важнейшему средству музыкальной
выразительности. В процессе освоения программы педагог прививает
ученику навыки грамотной, осмысленной аппликатуры, раскрывающей
художественное содержание произведения. Музыкальное и техническое
развитие учащихся зависит не только эффективных аудиторных занятий, но и
8
от
правильной
организации
домашних
занятий,
рационального
использования времени, отведенного для занятий дома.
В начале обучения ученик должен получить от педагога ясное
представление о гитаре как о самостоятельном сольном инструменте.
Необходимо познакомить учащегося с важнейшими сведениями из
истории и развития гитары, раскрыть её звуковые и технические
возможности.
Принципы обучения.
В основе содержания и методики реализации программы «Гитара» лежат
следующие принципы педагогической деятельности:
Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара,
определении содержания учебного материала, доступных способах его
преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для
развития
и
проявления
творческой
индивидуальности
каждого
воспитанника;
Принцип
последовательности -
содержательные задачи решаются
методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в
соответствии с индивидуальными познавательными возможностями
ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы:
тематики занятий,
нотного
исполнительского материала, различных видов концертной деятельности;
Принцип
обучающимся
демократизации
свободы
-
проявляется
для саморазвития,
в
предоставлении
реализации творческого
потенциала через репертуар определенной направленности и стиля;
Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только
игры на музыкальном инструменте, но и всех взаимосвязанных с ним
психофизических качеств, в том числе различных видов музыкальной и
исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков,
творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка;
9
Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных
задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на
котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на
практике,
при игре на музыкальном инструменте.
В свою очередь,
практическая работа является способом закрепления теории, накопления и
совершенствования
уже
приобретенных
умений
и
навыков
исполнительства.
Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма
занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных
способностей
каждого
обучающегося,
раскрытию
индивидуальных
физиологических и психологических особенностей, его интересов,
личностно - значимых ценностей.
Таким образом, при подготовке занятий и учебного музыкального
материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям
и опыту конкретного ребенка.
Освоение
любого
музыкального
инструмента
невозможно
без
приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории
музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела:
теоретический,
содержащий
элементы
музыкальной
грамоты,
и
практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению
инструмента.
Планируемые результаты.
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
Метапредметные:
умение работать в информационной среде в соответствии с
содержанием общеобразовательной общеразвивающей программы;
построение индивидуальной траектории.
10
Предметные:
начальный
этап
сформированности
музыкально
-
образного
мышления;
будут развиты музыкальные способности (слух, память, чувство
ритма, пальцевая моторика и координация движений);
овладение музыкальной терминологией;
освоение разнообразных техник игры на гитаре;
осмысленное
и
выразительное
исполнение
музыкальных
произведений, разнообразных по форме, стилю и содержанию.
Предметные результаты по итогам I года обучения.
Учащиеся должны знать:
первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш;
музыкально-выразительные
средства
инструментальных
произведений.
базовые компоненты нотной грамоты;
Учащиеся должны уметь:
владеть правильной постановкой рук, посадкой, исполнительскими
движениями;
владеть основным приемом исполнения (тирандо, апояндо, изучение 21
вида арпеджио и основного ритмического рисунка).
исполнять упражнения на разные виды техники;
исполнять
музыкальные
произведения
содержанию;
У детей будет сформирован:
интерес к гитарной музыке;
культура поведения во время занятий.
различные
по
форме
и
11
Предметные результаты по итогам II года обучения.
Учащиеся должны знать:
особенности музыкально-выразительных средств инструментальных
произведений;
о формах и содержании музыкальных произведений.
Учащиеся должны уметь:
исполнять этюды на разные виды техники;
исполнять музыкальные произведения,
разнообразные
по форме,
стилю и содержанию;
исполнять гаммы
новые приемы исполнения (смена позиции,);
У детей будет формироваться:
личностные
качества:
целеустремленность,
работоспособность,
артистизм;
культура восприятия и умение грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений;
стремление
к
достижению
более
качественного
звука
и
выразительности исполнения музыкальных произведений.
Предметные результаты по итогам III года обучения.
Учащиеся должны знать:
различные по содержанию и формам музыкальные произведения
композиторов - классиков, современных и зарубежных композиторов;
технику исполнения пассажей двойными нотами;
приемы исполнения: hammer on, pull off.
Учащиеся должны уметь:
исполнять этюды и упражнения на разные виды техники (двойными
нотами);
осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения.
четко координировать движения при игре, соблюдать аппликатуру;
в рамках концерта исполнять музыкальные произведения сольно и в
ансамбле.
12
Будут развиты музыкальные способности:
слух, ритм, память;
пальцевая моторика;
начальное музыкально-образное мышление.
Занятия музыкой будут способствовать становлению нравственности
ребенка и его мировоззрения в целом.
Учебный план.
Предмет
1 год
всего
Обучение
игре на
гитаре
72
теор
ия
16
2 год
практ
ика
56
все тео
го рия
72 7
3 год
практ
ика
65
все тео
го рия
72 5
итого
прак
тика
67
теор
ия
28
прак всего
тика
188 216
Тематическое планирование.
1 год обучения.
№
Тема
Всег
о
Теори
я
Практика
Форма
контроля
1
Вводное занятие.
1
1
-
-
2
Общие сведения об инструменте
(история, конструкция,
расположение и нумерация струн,
посадки и постановка рук).
2
1
1
Опрос,
прослушивание.
3
Звукоизвлечение
2
1
1
Опрос,
прослушивание.
Строй гитары, аппликатура.
4
Обслуживание инструмента.
1
-
1
-
5
Октава, такт, динамические
оттенки, тон, понятие
«мажор/минор»
6
2
4
Опрос,
прослушивание.
6
Гамма С: понятие, строение.
4
1
3
Опрос,
прослушивание.
13
7
Настройка гитары. Табулатура.
3
1
2
Опрос,
прослушивание.
8
Лига, реприза, вольты, нота с
точкой, знаки альтерации.
3
2
1
Опрос,
прослушивание.
9
Малое баррэ.
12
1
11
Опрос,
прослушивание.
10
Контрольный урок
1
-
1
Тестирование,
прослушивание.
11
Обслуживание инструмента.
1
-
1
-
12
Арпеджио трех и четырех пальцев
правой руки.
8
1
7
Опрос,
прослушивание.
13
Игра в ансамбле.
9
-
9
Опрос,
прослушивание.
14
Длительности, тактовый размер.
5
2
3
Опрос,
прослушивание.
15
Аккорды и способы их
извлечения.
7
2
5
Опрос,
прослушивание.
16
Обобщение и систематизация
изученного материала.
5
1
4
Опрос,
прослушивание.
17
Контрольный урок.
1
-
1
Тестирование,
прослушивание..
14
18
Обслуживание инструмента.
1
-
1
ВСЕГО
72
16
56
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы на год.
Тема № 2. Общие сведения об инструменте (материалы к занятию приложение 1).
Теория: история гитары, направление и школы гитарной музыки,
конструкция гитары, расположение и нумерация струн, посадка: положение
корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
Практика: упражнения на открытых струнах.
Тема № 3. Звукоизвлечение: прием «апояндо», «тирандо. Строй
гитары, аппликатура (приложение 2).
Теория: Звукоряд. Нотоносец. Скрипичный ключ. Обозначение нот.
Строй гитары. Обозначение пальцев правой и левой руки: правая рука:
большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный
– а; левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3,
мизинец – 4.
Практика: Освоение приемов «апояндо» и «тирандо», их практическое
применение на инструменте с учетом полученных знаний о правильной
посадке гитариста. Разучивание одноголосной мелодии.
Тема № 4. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
15
Тема № 5. Октава, такт, динамические оттенки, тон, понятие
«мажор/минор» (приложение 3).
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: упражнения в разборе и исполнении одноголосных мелодий
с использованием динамических оттенков.
Тема № 6. Гамма С: понятие, строение (приложение 4).
Теория: Понятие о гамме и строении мажорной гаммы.
Практика: Разучивание двухоктавной гаммы С в 1 позиции.
Тема № 7. Настройка гитары. Табулатура (приложение 5).
Теория: способы настройки гитары. Знакомство с табулатурой.
Практика: упражнение в настройке.
Тема № 8. Лига, реприза, вольты, нота с точкой, знаки альтерации
(приложение 8).
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: упражнение в нахождении нот со знаками альтерации на
грифе гитары, разучивание упражнений и пьес с залигованными нотами,
анализ
динамических
оттенков
и
совершенствование
навыка
самостоятельного разбора. Продолжение работы над аккомпанементом
вокальных произведений.
Тема № 9. Малое баррэ (приложение 6).
Теория: понятие малого баррэ.
Практика: разучивание пьес с использованием приема малое баррэ.
Разучивание аккомпанемента к вокальным произведениям.
Тема № 10. Контрольный урок.
Практика: исполнение двух разнохарактерных произведений.
Тема № 11. Обслуживание инструмента.
16
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 12. Арпеджио трех и четырех пальцев правой руки
(приложение 10).
Теория: виды и правила извлечения аккордов, способы записи
аккордов.
Практика:
упражнения
в
извлечении
аккордов,
исполнение
произведений с аккордами.
Тема № 13. Игра в ансамбле.
Практика: Развитие
начальных навыков
игры
в
ансамбле
на
простейшем музыкальном материале.
Тема № 14. Длительности, тактовый размер (приложение 7).
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: разучивание упражнений и пьес с предварительным
прохлопыванием, анализ динамических оттенков и формирование навыка
самостоятельного разбора. Разучивание аккомпанемента к вокальным
произведениям.
Тема № 15. Аккорды и способы их извлечения (приложение 9).
Теория: понятие об арпеджио, как важном средстве музыкальной
выразительности и правилах исполнения арпеджио.
Практика: упражнения в исполнении арпеджио в тональности до мажор
с применением знаний по теории музыки. Продолжение работы над
аккомпанементом вокальных произведений.
Тема № 16. Обобщение и систематизация изученного материала.
Теория: повторение сведений по теории музыки.
Практика:
исполнение
пьес,
упражнений,
работа
над
темпом
исполнения гаммы до – мажор, аккомпанемент вокальных произведений.
17
Тема № 17. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных произведений.
Тема № 18. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тематическое планирование.
2 год обучения.
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма
контроля
1
Вводное занятие.
Обслуживание
инструмента.
1
-
1
-
2
Повторение и
закрепление
пройденного материала.
8
1
7
Опрос,
прослушивание.
3
Двухоктавная Гамма С
во второй позиции.
8
1
7
Опрос,
прослушивание.
4
Большое Баррэ.
13
1
12
Опрос,
прослушивание.
5
Вибрато.
4
1
3
Опрос,
прослушивание.
6
Контрольный урок
1
-
1
Тестирование,
прослушивание.
18
7
Обслуживание
инструмента.
1
0
1
-
8
Флажолеты
4
1
3
Опрос,
прослушивание.
9
Глиссандо
2
1
1
Опрос,
прослушивание.
10
Позиции
5
1
4
Опрос,
прослушивание.
11
Игра в ансамбле
9
-
9
Опрос,
прослушивание.
12
Гаммы, упражнения и
пьесы
14
-
14
Опрос,
прослушивание.
13
Контрольный урок
1
-
1
Тестирование,
прослушивание.
14
Обслуживание
инструмента
1
-
1
-
ВСЕГО
72
7
65
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения.
Тема №1. Вводное занятие. Обслуживание инструмента.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы на год.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
19
Тема № 2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Теория: Повторение сведений по теории музыки, правил посадки,
положения рук, принципов игры приемом «малое баррэ», арпеджирования.
Практика: Повторение,
закрепление
пройденного материала на
примере нового музыкального материала. Повторение пьес, арпеджио и
упражнений, отработанных на 1 году обучения.
Тема № 3. Двухоктавная гамма С во второй позиции.
Теория:
Формирование
навыка
самостоятельного
построения
мажорных и минорных гамм.
Практика: Разучивание гаммы С во II позиции и исполнение в t 200.
Тема № 4. Баррэ (приложение 11).
Теория: Понятие большого баррэ.
Практика. Разучивание пьес, упражнений и песен с использованием
приема баррэ.
Тема № 5. Вибрато (приложение 12).
Теория: Понятие приема вибрато.
Практика: Разучивание произведения для двух гитар с использованием
приема вибрато.
Тема № 6. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес и арпеджио
(упражнения). Анализ.
Тема № 7. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 8. Флажолеты (приложение 13).
Теория: Понятие натуральных и искусственных флажолетов.
Практика:
Упражнения
с
использованием
искусственных флажолетов.
Тема № 9. Глиссандо (приложение 15).
натуральных
и
20
Теория: Понятие глиссандо.
Практика: Упражнение с использованием приема «глиссандо».
Тема № 10. Позиции (приложение 14).
Теория: Правила смены позиций, аппликатура.
Практика: Формирование навыка смены позиций в процессе работы
над музыкальным произведением.
Тема № 11. Игра в ансамбле.
Практика: Развитие навыков игры в ансамбле.
Тема № 12. Гаммы, упражнения и пьесы.
Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров
и отработка техники исполнения, динамические оттенки.
Тема № 13. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес.
Тема № 14. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тематическое планирование
3 год обучения.
№
Тема
1
Вводное занятие.
Обслуживание
инструмента.
2
Всего
1
Упражнения для развития 10
Теория Практика
-
1
-
1
9
Опрос,
прослушивание.
1
11
Опрос,
прослу-
техники рук.
3
Двойные ноты.
12
Форма
контроля
21
шивание.
4
Ударные легато hammer
10
1
9
Опрос,
прослушивание.
on.
5
Контрольный урок.
1
-
1
Тестирование,
прослушивание.
6
Обслуживание
инструмента.
1
-
1
-
7
Нисходящие легато pull 8
off.
1
7
Опрос,
прослушивание.
8
СВИНГ.
12
1
11
Опрос,
прослушивание.
9
Гаммы,
пьесы.
и 15
-
15
Опрос,
прослушивание.
10
Контрольный урок.
1
-
1
Тестирование,
прослушивание.
11
Обслуживание
инструмента.
1
-
1
-
ВСЕГО
72
5
67
упражнения
22
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения.
Тема №1. Вводное занятие. Обслуживание инструмента.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы на год.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема №2. Упражнения для развития техники рук.
Практика: Повторение и закрепление ранее полученных навыков в
технике баррэ, арпеджио, вибрато, глиссандо, смена позиций, разучивание
упражнений для развития беглости пальцев.
Тема №3. Двойные ноты (приложение 16).
Теория: Правила исполнений пассажей двойными нотами.
Практика: Разучивание различных гамм и пассажей терциями,
октавами.
Тема №4. Ударные легато (hammer on) (приложение 17).
Теория: Инструктаж по выполнению приема hammer on, обозначение.
Практика: Упражнения на развитие техники hammer on. Разучивание
произведений с использованием приема hammer on.
Тема № 5. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных
пьес и этюда
(упражнения). Анализ.
Тема №6. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема №7. Нисходящие легато pull off (приложение 18).
Теория: Инструктаж по выполнению приема pull off, обозначение.
23
Практика: Упражнения
на развитие техники pull off. Разучивание
произведений с использованием приема pull off.
Тема №8. Свинг (приложение 19).
Теория: Понятие ритма свинг. Свинг (англ. swing — покачивание) —
джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары
играемых нот продлевается, а вторая сокращается.
Практика: Разучивание произведений в ритме «свинг».
Тема № 9. Гаммы, упражнения и пьесы.
Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров
и отработка техники исполнения, динамические оттенки.
Тема №10. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес.
Тема № 11. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Репертуарный список произведений.
1 год обучения
1. Упражнения на открытых струнах;
2. Русская народная песня «Во саду ли в огороде»;
3. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»;
4. Гамма С в I позиции (аппликатура А. Сеговии);
5. Русская народная песня «Со вьюном я хожу»;
6. Русская народная песня «Коровушка»;
7. В. Катанский «Маленький вальс»;
8. Маттео Каркасси «Маленький вальс»;
9. Л. Бетховен «Ода к радости»;
24
10. Этюды: Ф. Сор, Ф. Карулли, Д. Сагрерос, Ф. Таррега, П. Румянцев, М.
Джулиани, Д. Агуадо, Г. Фетисов;
11. Маттео Каркасси «Арпеджио трёх и четырёх пальцев правой руки»;
12. Г. Гарнишевская «Прелюдия»;
13. А. Варламов «На заре ты её не буди»;
14. Маттео Каркасси «Андантино»;
15. Мауро Джулиани «Аллегретто»;
16. Русская народная песня «Ты пойди моя коровушка домой»;
17. М. Каркасси «Анданте».
2 год обучения
1. Гомес «Романс»;
2. Гамма С во II позиции;
3. Джю Кюфнер «Аллегретто»
4. Мауро Джулиани «Анданте в С»
5. Мауро Джулиани «Аллегретто»
6. Ф. Карулли «Андантино»;
7. А. Бекман «Ёлочка»;
8. Этюды: Ф. Сор, Ф. Карулли, Д. Сагрерос, Ф. Таррега, П. Румянцев, М.
Джулиани, Д. Агуадо, Г. Фетисов;
9. Ф. Милано «Канцона»;
10. Р. Паултон «Aura Lee»;
11. Гамма G (аппликатура А. Сеговии);
12. Г. Тойхерт «Зелёные рукава»;
13. М. Каркасси «Каприс»;
14. Д. Агуадо «Вальс»;
15. Ф. Карулли «Анданте»;
16. Ф. Сор «Андантино оп. 60»;
17. А. Иванов – Крамской «Пьеса»;
18. Ф. Карулли «Анданте».
25
3 год обучения
1. M. Dalle Ave «Berceuse Pour Carla»;
2. Гамма D во второй позиции в аппликатуре Сеговии;
3. Каденции: C, G, D;
4. Rodrigo «Aranjuez»;
5. Ф. ТАРРЕГА «ЭТЮД EM»;
6. И. С. Бах «Air on a G string»;
7. И. С. Бах «Бурре»;
8. Beatles «Yesterday»;
9. «Bossa Samba»;
10. Ф. Сор «Андантино»;
11. Ф. Сор «Estudio 1»;
12. Аноним «Blues»;
13. Аноним «Блюз»;
14. J. Satriani «Tears in the Rain»;
15. A. K. Espinosa «Nihtswing»;
16. Hangman «Heroes»;
17. L. Brower «Um Dia de Noviembro».
Календарный учебный график оформляется на текущий учебный год
(приложение 8.1).
Аттестация обучающихся обязательно проводится 2 раза в год: по
окончанию первого и второго полугодия – промежуточная в форме
контрольного урока, по окончанию обучения – итоговая в форме
академического концерта.
Формы
подведения
итогов
реализации
образовательной
программы:
участие в концертах, творческих смотрах;
участие в фестивалях, конкурсах;
демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей,
педагогов;
26
анкетирование;
тестирование.
Оценочные материалы.
Результативность:
Результативность определяется путем мониторинга качества обучения.
Оценка знаний и умений обучающихся комплексно проходит в конце
каждого полугодия в форме контрольного урока.
Показатели
Степень выраженности
(оцениваемые
Критерии
2
I. Теоретическая
подготовка
ребенка:
Соответствие
1.Теоретические
знания (по основным теоретических
знаний ребенка
разделам учебнопрограммным
тематического
плана программы) требованиям;
кол-во
баллов
диагностик
3
4
5
• минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем 1/2 объема
знаний, предусмотренных
программой);
• средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный период).
2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
• минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегает употреблять
специальные термины);
• средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
• максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)
1
Наблюдение,
тестирование,
5
Соответствие
практических умений
и навыков
программным
• минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем 1/2
предусмотренных умений и
навыков);
контрольный
опрос и др.
10
1
5
Собеседование
10
II. Практическая
подготовка
ребенка:
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
Методы
Оцениваемого качества
параметры)
1
Возможное
1
27
учебно-тематического плана
программы)
2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
3. Творческие
навыки
требованиям
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
• средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2);
10
• минимальный уровень умений
(ребенок испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием);
1
• средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
5
• максимальный уровень (работает
с оборудованием самостоятельно,
не испытывает особых трудностей).
10
Креативность в
• начальный (элементарный)
выполнении
практических заданий уровень развития креативности
(ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога);
• творческий уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества)
2
5
• максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период).
• репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца);
1
Контрольное
3
задание
Контрольное
задание
1
Контрольное
5
задание
10
4
5
III. Общеучебные
умения и навыки
ребенка:
1. Учебно-интеллектуальные
умения:
1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятельность в • минимальный уровень умений
подборе и анализе
(обучающийся испытывает
литературы
серьезные затруднения при работе
с литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога);
• средний уровень (работает с
литературой с помощью педагога
или родителей)
• максимальный уровень (работает
с литературой самостоятельно, не
1
Анализ
5
исследователь
ской работы
28
1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
испытывает особых трудностей)
10
Самостоятельность в
пользовании компьютерными источниками Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
информации
1.3. Умение
Самостоятельность в
осуществлять
учебно-исследоучебно-исследовательскую работу вательской работе Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
(писать рефераты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)
2.Учебно-коммуникативные умения:
Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
Адекватность
2.1. Умение
восприятия
слушать и
информации, идущей
слышать педагога от педагога
2.2. Умение
выступать перед
аудиторией
2.3. Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
Свобода владения и
подачи обучающимся Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
подготовленной информации
Самостоятельность
в построении
уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
дискуссионного
выступления, логика
в построении
доказательств
Наблюдение
3. Учебно-организационные
умения и навыки:
3.1. Умение
организовать свое
рабочее (учебное)
место
1
3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
Способность
самостоятельно
Уровни - по аналогии с п. 3.1.1
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за собой
2
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
3
• минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем 1/2 объема
навыков соблюдения правил
безопасности, предусмотренных
Наблюдение
4
1
5
29
безопасности
требованиям
программой);
5
• средний уровень (объем
усвоенных навыков составляет
более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный период).
3.3. Умение
Аккуратность и
аккуратно
ответственность в
выполнять работу работе
10
Удовл. - хорошо - отлично
В качестве основных методов диагностики результатов обучения
используются опросы и практические задания по пройденным темам.
Контрольные занятия включают в себя - задания на проверку усвоения
выученного материала: нотная грамота, постановка аккордов, приемы игры
на гитаре.
Тесты к разделу «Теория музыки» (приложение 22);
Методика для определения самооценки старшеклассников «Как у тебя
с самооценкой?» (приложение 21);
Методика изучения удовлетворённости воспитанников
жизнедеятельностью в коллективе. Данная методика составлена на основе
методики доцента А.А.Андреева «Методика изучения удовлетворенности
учащихся школьной жизнью» (приложение 20).
Методические материалы.
В ходе занятий применяются различные методы обучения.
По источнику знаний – это словесные, наглядные и практические методы:
словесный -
беседа о музыкальных направлениях, рассказ о
выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и
способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных
произведений и собственного исполнения музыкального произведения;
наглядный – наблюдение, показ педагогом приемов игры на гитаре,
30
показ иллюстраций, видеоматериалов;
практический – ведущий метод
- тренировочные
упражнения,
посредством которых формируются необходимые умения и навыки.
Ни один из перечисленных методов не используется изолированно: так,
например,
объяснения
педагога
исполнения, а практическая работа
сопровождаются
показом
с инструментом -
приемов
пояснениями и
комментариями педагога.
По способу организации деятельности используются методы:
репродуктивный -
суть,
которого в отработке приемов исполнения,
показанных педагогом;
объяснительно – иллюстративный - объяснения педагога подкрепляются
наглядно и практически; показ исполнения на гитаре дает возможность
использовать природную способность детей к подражанию;
В процессе занятий используются аудиоматериалы (записи выдающихся
исполнителей на классической гитаре), а также нотный материал
музыкальных произведений, предлагаемых данной программой
применительно к первому, второму, третьему годам обучения.
Так же, на занятиях применяется технология индивидуализации обучения
и воспитания детей:
развитие индивидуальности ребёнка и его способностей;
улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса;
формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества
посредством индивидуальных учебных заданий;
руководство индивидуальной самостоятельной работой учащихся;
выбора уровня сложности заданий учащимися.
При подготовке и проведении занятий используется специальная и
методическая литература.
31
Условия реализации программы.
Материально – технические:
1. Гитара шестиструнная.
2. Подставка для ног.
3. Пюпитр.
4. Тетради для нот.
5. Принтер.
6. Компьютер.
7. Кабинет, оборудованный мебелью (стол, стулья).
Информационные:
1. Наличие утвержденной программы;
2. Репертуарный нотный материал;
3. Фонотека с набором аудиозаписей;
4. Комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство
инструмента, аппликатурные таблицы и др.);
5. Аудио, видеоматериалы;
6. Интернет-ресурсы (видеоматериалов, мастер-классов).
Список литературы.
Литература для педагога:
1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной струнной гитары/ Д. Агуадо. –
М.: «Музыка», 1968;
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары/ Бах И.С./сост. П.
Исаков. – М.: «Музыка», 1979;
3. Гитман А. Концерт в ДМШ/вып. 1,2,3/А. Гитман. – М.: «Музыка»,
2006;
4. Джулиани М. 24 легких этюдов для гитары/ ор. 100/Джулиани М. /сост.
Хейнце Б., Лейпциг. – М.: «Музыка», 1977;
5. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары/ ИвановКрамской А. – М.: «Музыка», 1947;
32
6. Пьесы для 6-ти струнной гитары/сост. Виницкий А. – М.: «Музыка»,
2005;
7. Педагогический репертуар гитариста/Средние и старшие классы
ДМШ/сост. Гитман А. – М.: «Просвещение», 1999;
8. Педагогический репертуар/вып.1,2,3/сост. Ковалевский Я., Рябоконь Е.
– М.: «Музыка», 1970;
9. Сор. Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары /ред. Сеговии А. – М.:
«ГИД» 2000;
10. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары
/сост. Ларичев Е. – М.: «Музыка» 1983;
11. Хрестоматия гитариста/1-3, 4-5 классы ДМШ /сост. Ларичев Е. – М.:
«Советский композитор», 1983 – 1986;
12. Хрестоматия для шестиструнной гитары/вып. 1,2,3/сост. Вещинский
А. – М.: «Музыка», 2005;
13. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/Ларичев Е. –
М.: 1988;
14. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Каркасси М. – М.:
2002;
15. Фетисов Г. А. Первые шаги гитариста/Тетрадь № 1/ Фетисов Г. А. – М.:
2004;
16. Детский альбом гитариста/Тетрадь № 1, 2, 3/состав. Катанский А. В. –
М.: 2006;
17. Старинная музыка XVI – XVIII в. в./состав. П. Юргенсон. – М.: 2002;
18. Хрестоматия шедевров популярной музыки/состав. В. Колосов. – М.:
2003;
19. М. Филипс. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/ М. Филипс,
Д. Ганел. – М.: 2005;
20. Г. А. Фетисов. Хрестоматия гитариста/Тетрадь вторая/ Г. А. Фетисов. –
М.: 2004;
21. Русский романс/состав. Катанский В. М. – М.: 2003;
33
22. Песни нашего двора/состав. Катанский В. М. – М.: 2004;
23. В. Манилов. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной
гитаре/ В. Манилов, В. Молотков. – Киев: 1984;
24. И. Бойко. Мой метод/И. Бойко. – Москва: «Смолин КО», 2002;
25. Как научить играть на гитаре/Состав. В. А. Кузнецов. – М.:
Издательский дом «Классика XXI», 2006.
Литература для учащихся:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Агафошин П. М.: «Музыка»,1983;
2. Виницкий А. Джазовый альбом/вып.1,2/ Виницкий А. – М.: «Престо»,
2004;
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре/ Гитман А. –
М.: «Музыка», 2005;
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов/ Гитман
А. – М.: «Музыка», 2003;
5. Иванов – Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Иванов –
Крамской А. – М.: «Музыка», 1970;
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/Каркасси М. – М.:
«Музыка», 1964 – 2000;
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре/ Кирьянов Н. –
М.: «Тоника», 1991;
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/Пухоль Э. – М.:
«Советский композитор», 1984.