БЕЛЬКАНТО

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вокальное пение является одной из форм музыкального обучения и воспитания
подрастающего поколения, как самого доступного и любимого детьми вида музыкального
исполнительства.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно –
сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно
укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной
работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает
информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и
правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие
качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе
колоссальный, воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства,
сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Увлеченность делом
помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе.
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и
именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к
постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность
и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет
немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств
ребенка.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию
своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства,
самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное
состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Бельканто» направленная
на духовное развитие обучающихся.
Занимаясь по программе «Бельканто», воспитанники обязательно начинают понимать, что это
не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В
процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах
тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя их поведение
в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу. Объединение нескольких голосов в
единый коллектив образует ансамбль. Ансамблевое пение в силу своей естественной природы
развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной
поддержки, коллективизма.
Программа предполагает обучение не только правильному и красивому ансамблевому и
сольному исполнению произведений, но ещё и умение работать с микрофоном,
владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Направленность – художественная
Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной,
разработана на основе программ по вокальному мастерству для различной возрастной категории и
предназначенных для работы в учреждениях дополнительного образования.
По уровню является ознакомительно - базовой
По содержанию является художественно-эстетической направленности;
по функциональному предназначению – специальной, общекультурной;
по форме организации – групповой и индивидуальной;
Актуальность программы
В МБУ ДО МО ГО «г. Каспийск» РД «ДШЭП» обучаются дети, которые любят музыку и
желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы
актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование.

В данных условиях программа «Бельканто» - это механизм, который определяет
содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию
вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую
очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на
формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему
практических занятий.
Отличительная особенность.
 позволяет через дополнительное образование расширить возможности образовательной
области «Вокальное искусство»;
 она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей
школьников разных возрастных групп в вокальной студии 1года обучения соразмерно личной
индивидуальности;
 включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.
Стрельниковой;
 применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу
педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую
дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с
музыкальными формами);
 использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их
познавательную активность;
 содержание программы «Бельканто» может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и
навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
 для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрены индивидуальные
занятия с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в
музыкальном училище на вокальном отделении;
 песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и
других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы
Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и
развитие их певческих способностей, сольного и ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- Формирование устойчивого интереса к пению.
- Обучение выразительному пению.
- Обучение певческим навыкам.
- Развитие слуха и голоса детей.
- Формирование голосового аппарата.
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений,
чувства ритма.
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Образовательные:

изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и
навыков им управлять;

освоение сольной вокальной техники, умений и навыков пения в ансамбле;

овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на
опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на
протяжении всего диапазона голоса);

овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом,
раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических

особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в
музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Воспитательные:

воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать
внимание, слух, мышление, память;

воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных
целей;

привитие интереса к русской и современной музыке различных вокальных жанров;

воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;

привитие навыков концертной этики.
Развивающие:

развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей;

развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих
способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;

развитие исполнительской сценической выдержки;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся.
В основе программы «Бельканто» лежат следующие педагогические принципы:

принцип единства художественного и технического развития пения;

принцип гармонического воспитания личности;

принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному;

принцип успешности;

принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;

принцип творческого развития;

принцип доступности;

принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

принцип индивидуального подхода;

принцип практической направленности.
Формы и методы обучения.Возрастной диапазон программы широк. Освоение
образовательного уровня по данной программе осуществляется с детьми 5– 18 лет.
Учащиеся разделяются на группы в зависимости от возраста.
Методы и формы обучения в программе «Бельканто»
В качестве главных методов программы избраны методы:
 стилевого подхода,
 творческого подхода,
 системного подхода,
 импровизации и сценического движения.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у воспитанников осознанного
стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных
характеристик произведений.
Творческий подход используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель его практического
воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально-присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально-сценической театрализации. В связи с этим в творчестве преподавателя и обучающихся

проявляется неповторимость и оригинальность, инициативность, индивидуальные склонности,
особенности мышления и фантазии.
Системный подход направлен на достижение высокого уровня освоения программы. Этому
способствует целостность и единство всех составляющих компонентов программы: его тематика,
теория и средства музыкальной выразительности, вокальный материал, концертная деятельность.
Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение содержания обучения с
уровнями освоения вокальной программы.
Метод импровизации и сценического движения позволяет решить задачу выработать навык
публичного выступления. Исполнение вокального произведения требует раскрепощенности перед
зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому
репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на
новый уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Прогнозируемый
результат: обучающиеся по программе «Бельканто»ярко проявляют активную творческую
деятельность. У них воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному
искусству, развиваются общие и специальные музыкальные способности, повышается культурный
уровень.
В ходе реализации данной программы используются также репродуктивный, объяснительный,
проблемный, частично-поисковый методы обучения.
Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды
деятельности:

дыхательная гимнастика;

артикуляционные упражнения;

вокально-хоровая работа;

восприятие (слушание) музыки;

групповые (дуэты, трио, квартеты);

индивидуальные, в том числе сольные

актерское мастерство;

сценическое движение, пение с сопровождением и без сопровождения

работа с фонограммой

пение под фонограмму (-)

работа с микрофоном;

хореография
Песенный материал играет смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной
выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и
мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в
рамках деятельности творческого объединения.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
Режим (периодичность и продолжительность) занятий;
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в объединении проходят в коллективной
и индивидуальной форме и рассчитаны 1 год обучения на 144ч., 2 год обучения -216, 3 год

обучения - 216 часа. С солистами проводятся занятия по подготовке и разучиванию вокальных
номеров.
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество
времени занимает практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества композиторов.
Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей
образа в песне.
Первый год обучения предусматривает формирование у обучающихся
правильной постановки корпуса при пении, правильного ощущения гортани при пении (нижняя
челюсть свободная), выполнение упражнений на развитие артикуляции, на формирование
ощущения дыхательной мускулатуры; обучение пению упражнений в умеренных и быстрых
темпах с более сложным ритмическим рисунком и исполнение упражнений на сглаживание
певческих регистров. Воспитанники знакомятся с правилами безопасности при работе с
микрофоном и основными правилами работы с ним.
На втором году обучения репертуар в соответствии с возможностями каждого
обучающегося усложняется. Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля
носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним
участники группы должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному
режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих
контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В
результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива
каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива. Для
успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно
подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного
воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и
исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по
форме, жанру, содержанию.
Третий год обучения обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования
дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для детей эстетической ценностью, которая будет обогащать всю
их дальнейшую жизнь.
Планируемые результаты
В конце года обучающиеся
должны знать:
 Особенности и возможности певческого голоса;
 Строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса;
 Что такое звук. Устойчивые и неустойчивые звуки.
 Элементарные теоретические певческие навыки:
 Дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфтпауза ), равномерный выдох;
 Звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных;
 Дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н; и губных – Б,
П, В, М;
 Звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;
 Различия между сольным и ансамблевым пением;
 Основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах;
должны уметь:

 Правильно держать корпус при пении;
 псполнять точно и выразительно музыкальные произведения соответствующей сложности:

с аккомпанементом;
под фонограмму «-1».
 Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
 Петь короткие фразы на одном дыхании;
 Петь легким звуком, без напряжения;
 Ясно выговаривать слова;
 К концу учебного года петь выразительно, осмысленно.
будет развито:
 умение различать регистры,
 умение слушать и различать музыкальные композиции,
 чувство ритма (в соответствии со способностями),
у них будет воспитано:
-уважение к авторскому тексту музыкальных произведений,
-устойчивый интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений;
В программу «Бельканто»входит:
 пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием простых
интервалов.
 пение популярных детских песен, соответствующих возрасту обучающихся.
 пение упражнений на гаммы, арпеджио,
 ведется работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
 пение детских и современных песен, песен военных лет, отечественных популярных песен,
ретро-песен.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского
населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового
пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой
патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.), слуховые навыки (навыки слухового контроля
и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать
всю его дальнейшую жизнь.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№

1
2
3

Наименование
разделов и тем

Вводное занятие.
Организационная работа
Разработка правильного певческого

Общее количествочасов
Всего

4
8
8

теория

4
2
2

практика

6
6

Формы
аттестации
(контроля)

опрос
опрос
Оценка качества

дыхания.
Распевание.
Понятие гласных и согласных
звуков. Работа над правильным
формированием звуков.

4

14

2

12

5

Выбор репертуара.

6

6

Репетиционная работа.

80

-

80

7

Создание сценического образа.
Навыки работы с микрофоном
Отчетный творческий концерт
Итого часов:

32

2

30

16

4
128

8

4
144

4

2

исполнения
Оценка качества
исполнения

Оценка
вокальных
возможностей
обучающихся
Контрольное
прослушивание
Оценка качества
исполнения

Содержание программы 1 го года обучения
1.
Вводное занятие(4ч):
Теоретическое занятие4ч
Рассказ о композиторах, стилях и жанрах.
Рассказ о жанрах, стилях знакомых песен.
Что такое звук.
Какую роль играет в нашей жизни музыка
2 Организационная работа (8ч):
теоретическое занятие 2 ч.
Прослушивание голосов.
Разделение группы на партии
практическое занятие 6 ч:
Подбор расписания, соблюдение правил при эксплуатации аппаратуры
Прослушивание, определение музыкального и ритмического слуха.
Знакомство с регистрами (низкие, средние, высокие звуки).
3 Разработка правильного певческого дыхания (8 ч):
Теоретическое занятие 2 ч.
Беседа о типах дыхания. Что такое охрана голоса, правильный вдох.
Практическое 6ч:
Образование и постановка правильного певческого дыхания, работа над диафрагмой, с
использованием с различных дыхательных упражнений.
Работа над дыханием. Разработка диафрагмы.
Работа над дыханием.
Распевание. Понятие гласных и согласных звуков. Работа над правильным
формированием звуков (14 ч).
Теоретическое занятие 2 ч.
Разучивание распевок, беседа о гласных и согласных звуках.
Практическое занятие 12 ч:
Петь различные попевки на гласных и согласных звуках.
4

5 Выбор репертуара (6 ч).
Теоретическое занятие 4 ч.

Прослушивание песен, выбор репертуара по голосовым данным обучающегося, по тембру, по
темпераменту, и доступности исполнения.
Прослушивание песен, выбор репертуара по голосовым данным обучающегося, по тембру, по
темпераменту, и доступности восприятия.
Практическое занятие 2 ч.
Пропевание сложных моментов песни, чтобы было комфортно обучающемся при исполнении
песни.
6 Репетиционная работа (80 ч).
Практическое занятие 80ч:
Работа над дыханием и первым куплетом.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой и артикуляционным аппаратом.
Работа над сложными моментами первого куплета.
Фразировка и правильное пропевание гласных и согласных звуков.
Правильный переход от низких звуков на высокие.
Работа над звуком и фразами.
Разработка диафрагмы.
Упражнение для сглаживания регистров, умение переходить с одного регистра на другой.
Диафрагма. Работа над ней.
Диафрагмы и сложные распевки.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Оттачивание сложных моментов в песни.
Диафрагма. Работа над песней.
Сложные попевки. Работа над твердой, мягкой, придыхательной атакой.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Разработка дыхания: 1 куплет, 2 куплет.
Работа над припевом, сложными элементами в песне.
Диафрагма. Работа над дыханием.
Сложные попевки. Работа над песней.
Работа над песней. Над сложными элементами в песне.
Работа над песней. Эмоциональное исполнение.
Артистичность. Эмоциональное исполнение в характере песни.
Работа над второй песней.
Диафрагма. Работа над дыханием, сглаживание регистров.
Работа над артикуляционным аппаратом. 1 куплет.
Оттачивание 1 куплета и припева.
Работа над верхним регистром.
Работа над всеми регистрами.
Работа над песней. 1 и 2 куплет.
Работа над песней.
Песня, сложные переходы.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой, регистрами.
Песня. Обрабатывание сложных переходов.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
7. Создание сценического образа. Навыки работы с микрофоном (32 ч).
Теоретическое занятие 2 ч
Беседа об образе исполняемой песни, поведение на сцене.

Практическое занятие 30 ч.
Эмоциональное исполнение песни.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное исполнение песни.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное артистичное выступление.
Отчетный творческий концерт
Практическое занятие 4 ч.
№

Учебный (тематический) план»
2 год обучения
Наименование
Общее количество
разделов и тем
часов
Всего теори практ
я
ика

Формы аттестации
(контроля)

Вводное занятие.
Организационная работа
Разработка правильного певческого
дыхания.
Распевание.
Понятие гласных и согласных звуков.
Работа над правильным
формированием звуков.

2
6
12

5

Выбор репертуара.

6

4

2

Оценка вокальных
возможностей
обучающихся

6

Репетиционная работа.

140

-

140

7

Создание сценического образа.
Навыки работы с микрофоном
Отчетный творческий концерт
Итого часов:

26

2

24

Контрольное
прослушивание
Оценка качества
исполнения

1
2
3
4

8

2

6
10

2

20

4
216

20

Опрос
Опрос
Оценка качества
исполнения
Оценка качества
исполнения

4
10

206

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
2. Вводное занятие(2ч):
Теоретическое занятие 2ч
Рассказ о композиторах, стилях и жанрах.
Рассказ о жанрах, стилях знакомых песен.
7 Организационная работа (6ч):.
практическое занятие 6 ч:
Подбор расписания, соблюдение правил при эксплуатации аппаратуры

Прослушивание, определение музыкального и ритмического слуха.
Знакомство с регистрами (низкие, средние, высокие звуки).
Разделение хора на голоса
Пропевание знакомых песен
8 Разработка правильного певческого дыхания (12ч):
Теоретическое 2ч:
Что такое твердая атака ,мягкая атака, придыхательная атака
Фразировка
Практическое 10ч:
Образование и постановка правильного певческого дыхания, работа над диафрагмой, с
использованием с различных дыхательных упражнений.
Работа над дыханием. Разработка диафрагмы.
Работа над дыханием
Пропевание скороговорок( Андрей воробей не гоняй голубей)(до,да, ди,до.ду)
Работа над твердой атакой ,мягкой атакой и придыхательной атакой.
9 Распевание. Понятие гласных и согласных звуков. Работа над правильным
формированием звуков (20 ч).
Практическое занятие 20 ч:
Петь различные попевки на гласных и согласных звуках.
Разучивание сложных распевок с скачками- ( Котик хочет рыбку сьесть,мяу ,мяу.
Котик хочет в банку влезть мяу . мяу).
Работа над артикуляцией ,над фразами ,сглаживание регистров.
Разработка регистров.
Распевка (до ,ми,соль,ми,до)(ле, ле, ле)
Проговаривание различных фраз.
Работа над дикцией.(бро ,бра ,брэ,бри,бро.бру)
Выбор репертуара (6 ч).
Теоретическое занятие 4 ч.
Прослушивание песен, выбор репертуара по голосовым данным обучающегося, по тембру,
по темпераменту, доступности исполнения и доступности восприятия.
Практическое занятие 2 ч.
Пропевание сложных моментов при выборе песни, чтобы было комфортно обучающемся
при исполнении репертуара
.
10 Репетиционная работа (140 ч).
Практическое занятие 140 ч:
Работа над дыханием и первым куплетом.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой и артикуляционным аппаратом.
Работа над сложными моментами первого куплета.
Фразировка и правильное пропевание гласных и согласных звуков.
Правильный переход от низких звуков на высокие.
Работа над звуком и фразами.
Разработка диафрагмы.
Упражнение для сглаживания регистров, умение переходить с одного регистра на другой.
Диафрагма. Работа над ней.
Диафрагмы и сложные распевки.
Работа над вторым куплетом и припевом.

Оттачивание сложных моментов в песне.
Диафрагма. Работа над песней.
Сложные попевки. Работа над твердой, мягкой, придыхательной атакой.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Разработка дыхания: 1 куплет, 2 куплет.
Работа над припевом, сложными элементами в песне.
Диафрагма. Работа над дыханием.
Сложные попевки. Работа над песней.
Работа над песней. Над сложными элементами в песне.
Работа над песней. Эмоциональное исполнение.
Артистичность. Эмоциональное исполнение в характере песни.
Работа над фразировкой и интонацией песни.
Диафрагма. Работа над дыханием, сглаживание регистров.
Работа над артикуляционным аппаратом. 1 куплет.
Оттачивание 1 куплета и припева.
Работа над верхним регистром.
Работа над всеми регистрами.
Скороговорки
Работа над над вторым произведением.
Песня, сложные переходы.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой, регистрами.
Песня. Отрабатывание сложных переходов.
Звук и произношение .
Работа над дыханием и первым куплетом.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой и артикуляционным аппаратом.
Работа над сложными моментами первого куплета.
Фразировка и правильное пропевание гласных и согласных звуков.
Правильный переход от низких звуков на высокие.
Работа над первым и вторым куплетом песни.
Разработка диафрагмы. Работа над песней
Упражнение для сглаживания регистров, умение переходить с одного регистра на другой.
Диафрагма.
Диафрагма и сложные распевки.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Оттачивание сложных моментов в песни.
Диафрагма. Работа над песней.
Сложные попевки. Работа над твердой, мягкой, придыхательной атакой.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Работа над песней: 1, 2 ,3куплет.
Работа над припевом, сложными элементами в песне.
Диафрагма. Работа над дыханием.
Сложные попевки. Работа над песней.
Работа над песней. Над сложными элементами в песне.
Работа над песней. Эмоциональное исполнение.
Артистичность. Эмоциональное исполнение в характере песни.
Диафрагма. Работа над дыханием, сглаживание регистров.
Работа над артикуляционным аппаратом. 1 куплет.
Оттачивание 1 куплета и припева.
Работа над верхним регистром.
Работа над всеми регистрами.

Работа над песней.
Песня, сложные переходы.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой, регистрами
Прогон всего репертуара
7. Создание сценического образа. Навыки работы с микрофоном (26ч).
Теоретическое занятие 2 ч
Беседа об образе исполняемой песни, поведение на сцене.
Практическое занятие 24 ч.
Эмоциональное исполнение песни.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное артистичное выступление.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное артистичное выступление.
8. Отчетный творческий концерт
Практическое занятие 4 ч.

№

Учебный (тематический) план»
3 год обучения
Наименование
Общее количество
разделов и тем
часов
Всего теори практ
я
ика

4
4
12

5

Вводное занятие.
Организационная работа
Разработка правильного певческого
дыхания.
Распевание.
Понятие гласных и согласных
звуков. Работа над правильным
формированием звуков.
Выбор репертуара.

4

4

6

Репетиционная работа.

144

-

144

7

Создание сценического образа.
Навыки работы с микрофоном
Отчетный творческий концерт
Итого часов:

30

2

28

14

4
202

1
2
3
4

8

4
2
2

14

4
216

2
10
14

Формы аттестации
(контроля)

опрос
опрос
Оценка качества
исполнения
Оценка качества
исполнения
Оценка вокальных
возможностей
обучающихся
Контрольное
прослушивание
Оценка качества
исполнения

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Вводное занятие(4ч):
Теоретическое занятие 4ч
Рассказ о композиторах, стилях и жанрах.
Рассказ о жанрах, стилях знакомых песен.
Прослушивание голосов
Разделение голосов по партиям.
Организационная работа (4ч):
теоретическое занятие 2 ч.
Подбор расписания,
Практическое занятие 2ч:
Прослушивание.подбор голосов по партиям.
11
Разработка правильного певческого дыхания (12 ч):
Теоретическое занятие 2 ч.
Беседа о типах дыхания. Что такое охрана голоса, правильный вдох.
Практическое 10ч:
Образование и постановка правильного певческого дыхания, работа над диафрагмой, с
использованием с различных дыхательных упражнений.
Работа над дыханием. Разработка диафрагмы.
Работа над дыханием.
Разработка регистров.
Распевка (до ,ми,соль,ми,до)(ле, ле, ле)
Проговаривание различных фраз.
Работа над дикцией.(бро ,бра ,брэ,бри,бро.бру)
Пропевание интервалов на легато и стаккато.
Пропевание мелодически сложных попевок.
Изучение строения голосового аппарата.
12
Распевание. Понятие гласных и согласных звуков. Работа над
правильным формированием звуков (14 ч).
Теоретическое занятие 2 ч.
беседа о гласных и согласных звуках.
Практическое занятие 12 ч:
Петь различные попевки на гласных и согласных звуках.
А,И,О,Я, гласные звуки Д,Т,В,Ф,согласные.
Пропевать буквы для улучшения произношения
Все согласные произносятся коротко ,четко и аккуратно.
Гласные в пении тянутся
Все гласные округляются на манер.. О
Работа хора над четким произношением и пением!
Распевание фраз на стаккато!
Распевание на легато!
13
Выбор репертуара (4 ч).
Теоретическое занятие 4 ч.
Прослушивание песен, выбор репертуара по голосовым данным обучающегося, по тембру,
по темпераменту, и доступности исполнения.
Репетиционная работа (144 ч).
Практическое занятие 144 ч:
Работа над дыханием и первым куплетом.
Работа над артикуляционным аппаратом.

Работа над диафрагмой и артикуляционным аппаратом.
Работа над сложными моментами первого куплета.
Фразировка и правильное пропевание гласных и согласных звуков.
Правильный переход от низких звуков на высокие.
Работа над звуком и фразами.
Разработка диафрагмы.
Упражнение для сглаживания регистров.
Диафрагма. Работа над ней.
Диафрагмы и сложные распевки.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Оттачивание сложных моментов в песни.
Диафрагма. Работа над песней.
Сложные попевки. Работа над твердой, мягкой, придыхательной атакой.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Разработка дыхания: 1 куплет, 2 куплет.
Работа над припевом, сложными элементами в песне.
Диафрагма. Работа над дыханием.
Сложные попевки. Работа над песней.
Работа над песней. Над сложными элементами в песне.
Эмоциональное исполнение.
Артистичность. Эмоциональное исполнение в характере песни.
Работа над второй песней.
Диафрагма. Работа над дыханием, сглаживание регистров.
Работа над артикуляционным аппаратом. 1 куплет.
Оттачивание 1 куплета и припева.
Работа над верхним регистром.
Работа над всеми регистрами.
Работа над песней. 1 и 2 куплет.
Работа над песней.
Песня, сложные переходы.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой, регистрами.
Песня. Обрабатывание сложных переходов.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над дыханием и первым куплетом.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой и артикуляционным аппаратом.
Работа над сложными моментами первого куплета.
Фразировка и правильное пропевание гласных и согласных звуков.
Правильный переход от низких звуков на высокие.
Работа над звуком и фразами.
Разработка диафрагмы.
Упражнение для сглаживания регистров, умение переходить с одного регистра на другой.
Диафрагма. Работа над ней.
Диафрагмы и сложные распевки.
Работа над вторым куплетом и припевом.
Оттачивание сложных моментов в песни.
Диафрагма. Работа над песней.
Сложные попевки. Работа над твердой, мягкой, придыхательной атакой.
Работа над вторым куплетом и припевом.

Работа над вторым куплетом и припевом.
Разработка дыхания: 1 куплет, 2 куплет.
Работа над припевом, сложными элементами в песне.
Диафрагма. Работа над дыханием.
Сложные попевки. Работа над песней.
Работа над песней. Над сложными элементами в песне.
Работа над песней. Эмоциональное исполнение.
Артистичность. Эмоциональное исполнение в характере песни.
Работа над второй песней.
Диафрагма. Работа над дыханием, сглаживание регистров.
Работа над артикуляционным аппаратом. 1 куплет.
Оттачивание 1 куплета и припева.
Работа над верхним регистром.
Работа над всеми регистрами.
Работа над песней. 1 , 2 и 3куплет.
Работа над песней.
Песня, сложные переходы.
Работа над артикуляционным аппаратом.
Работа над диафрагмой, регистрами.
Песня. Обрабатывание сложных переходов.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
Работа над песней.
7. Создание сценического образа. Навыки работы с микрофоном (32 ч).
Теоретическое занятие 2 ч
Беседа об образе исполняемой песни, поведение на сцене.
Практическое занятие 30 ч.
Эмоциональное исполнение песни.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное артистичное выступление.
Работа над эмоциями, выражение лица при исполнении.
Эмоциональное, артистичное исполнение песни.
Работа с микрофоном.
Эмоциональное артистичное выступление.
8. Отчетный творческий концерт
Практическое занятие 4 ч.
3.ФОРМЫ АТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЙМАТЕРИАЛ
Формы подведения итогов.
 наблюдение педагога в ходе занятий,
 анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях,
 оценка зрителей, членов жюри,
 анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, отчетных

концертах.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности
и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Программа «Бельканто» предполагает различные формы контроля текущих,
тематических, промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления
обучающего процесса является тестирование детей, выполнение творческих заданий, участие в
конкурсах, концертах, анализ результатов конкурсов, а также наблюдение педагога в ходе занятий,
подготовки, участие в разного уровня мероприятиях.
Задачи контроля:

определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;

определение причин выявленных отклонений от заданных параметров;

обеспечение устойчивого состояния общающегося.
Виды контроля:

знания понятий, теории;

вокальные данные;

соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;

уровень и качество исполнения произведений;

степень самостоятельности в приобретении знаний;

развитие творческих способностей.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является:

уровень предусмотренных программой теоретических знаний;

уровень вокально-хоровых навыков;

степень самостоятельности в работе;
4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации программы.
 Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
 Наличие репетиционного зала (сцена).
 Фортепиано, синтезатор.
 Музыкальный центр, компьютер.
 Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
 Электроаппаратура.
 Зеркало.
 Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
 Записи выступлений, концертов.
Учебно-методические и информационное обеспечение программы.
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных общеразвивающих
программ
Дополнительная образовательная программа «Бельканто» создана и обновлена на основании
современных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов
учреждения дополнительного образования детей:
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998, ред. от 17.12.2009, изм. от 21.07.2011г.
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020
годы;
 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;

 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы»;
 Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020
годы», утверждена 22.11.2012 г., № 3 2148-р;
 Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Методическое обеспечение программы:

аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические упражнения)

учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и сольного пения в
том числе электронный.

раздаточный материал (тексты песен, голосовые партии и др.)

сценарии

интернет-материалы

видеозаписи выступлений
Средства реализации программы

Музыкальный центр

микрофоны

видеокамера

фотоаппарат

аккумуляторы для микрофонов

компьютер с установленными программами

помещение для занятий

фортепиано

сцена

осветительная аппаратура и спецэффекты
Список литературы:
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния
исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие
диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.
5. Далецкий О. Н. «О пении».
6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
12. КоллиерДж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ
классик», 2006
14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.

18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айриспресс,2007г.—95 с:
20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд.
высш.исредн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.:
Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.
Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
30. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
33. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
Список литературы для детей.
1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка,
1987.
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская
энциклопедия, 1976.

Репертуарные сборники
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,
игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка
В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10.
«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А.
Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–
68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост.
Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.
30. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во «III тысячелетие»,
2004. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ Месяц
п/п

1

2

3

Числ
о

«Календарный учебный график»
на 1 год обучения
Время
Форма Кол
Тема занятия
проведен заняти -во
ия
й
час
занятий
ов
Теория
2
Рассказ о
композиторах,
стилях и жанрах.
теория
2
Рассказ о жанрах,
стилях знакомых
песен.
практик
2
Пропевание
а
знакомых песен.

4

практик
а

2

5

Практи
ка

2

6

Практи
ка

2

7

Теория

2

8

Практи
ка

2

9

Практи
ка

2

10

Практи
ка

2

Подбор
расписания,
соблюдение правил
при эксплуатации
аппаратуры
Прослушивание,
определение
музыкального и
ритмического
слуха.
Знакомство с
регистрами
(низкие, средние,
высокие звуки )
Беседа о типах
дыхания. Что такое
охрана голоса,
правильный вдох.
Образование и
постановка
правильного
певческого
дыхания, работа
над диафрагмой, с
использованием с
различных
дыхательных
упражнений.
Работа над
дыханием.
Разработка
диафрагмы.
Работа над
дыханием.
Работа над
дыханием

Учебное
помещен
ие

Форма
контроля

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

11

Практи
ка

2

12

Практи
ка

2

13

Практи
ка

2

14

Практи
ка

2

15

Практи
ка

2

16

Практи
ка

2

17

Практи
ка

2

18

Теория

2

19

Теория

2

20

Практи
ка

2

21

Практи
ка

2

22

Практи
ка

2

23

Практи

2

Разучивание
распевок, беседа о
гласных и
согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Прослушивание
песен, выбор
репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности
исполнения.
Прослушивание
песен, выбор
репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности
восприятия.
Пропевание
сложных моментов
песни, чтобы было
комфортно
обучающемся при
исполнении песни.
Работа над
дыханием и
первым куплетом.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Работа над

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия

Прослуши

ка

24

Практи
ка

2

25

Практи
ка

2

26

Практи
ка

2

27

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

2

30

Практи
ка

2

31

Практи
ка

2

32

Практи
ка

2

33

Практи
ка
Практи
ка

2

35

Практи
ка

2

36

Практи
ка

2

37

Практи
ка

2

38

Практи
ка

2

28
29

34

2
2

2

диафрагмой и
артикуляционным
аппаратом.
Работа над
сложными
моментами первого
куплета.
Фразировка и
правильное
пропевание
гласных и
согласных звуков.
Правильный
переход от низких
звуков на высокие.
Работа над звуком
и фразами.
Разработка
диафрагмы.
Упражнение для
сглаживания
регистров, умение
переходить с
одного регистра на
другой.
Диафрагма. Работа
над ней.
Диафрагмы и
сложные распевки.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Оттачивание
сложных моментов
в песни.
Диафрагма. Работа
над песней.
Сложные попевки.
Работа над твердой,
мягкой,
придыхательной
атакой.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Разработка
дыхания: 1 куплет,
2 куплет.
Работа над
припевом,

вокала

вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

2

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

2

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

2

48

Практи
ка

2

49

Практи
ка

2

50

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

2

56

Практи
ка

2

57

Практи
ка

2

39
40
41

42
43
44

45
46
47

51
52
53
54
55

2
2

2
2

2
2

2
2
2
2
2

сложными
элементами в
песне.
Диафрагма. Работа
над дыханием.
Сложные попевки.
Работа над песней.
Работа над песней.
Над сложными
элементами в
песне.
Работа над песней.
Эмоциональное
исполнение.
Артистичность.
Эмоциональное
исполнение в
характере песни.
Работа над второй
песней.
Диафрагма.
Работа над
дыханием,
сглаживание
регистров.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
1 куплет.
Оттачивание 1
куплета и припева.
Работа над верхним
регистром.
Работа над всеми
регистрами.
Работа над песней.
1 и 2 куплет.
Работа над песней.
Песня, сложные
переходы.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Работа над
диафрагмой,
регистрами.
Песня.
Обрабатывание
сложных
переходов.

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Теория

2

Работа над песней.

2

Работа над песней.

2

Работа над песней.

2

Работа над песней.

2

Практи
ка
Практи
ка

2

65

Практи
ка

2

66

Практи
ка

2

67

Практи
ка

2

68

Практи
ка

2

69

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

Беседа об образе
исполняемой
песни, поведение
на сцене.
Эмоциональное
исполнение песни.
Работа над
эмоциями,
выражение лица
при исполнении.
Работа над
корпусом,
движениями.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Работа с
микрофоном.
Работа с
микрофоном.
Работа с
микрофоном.
Эмоциональное
артистичное
выступление.

58
59
60
61
62

63
64

70
71
72

2

2
2
2

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Беседа

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала

Прослуши
вание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Прослуши
вание

№ Месяц Чи
п/п
сло

1
2
3

«Календарный учебный график»
на 2 год обучения
Врем Форма
Ко
Тема занятия
я
занятий
лпрове
во
дени
ча
я
со
занят
в
ий
Теория
3 Рассказ о композиторах,
стилях и жанрах.
теория
3 Рассказ о жанрах, стилях
знакомых песен.
практика
3 Распевка на сложных
фразах

4

практика

3

5

Практика

3

6

Практика

3

7

Теория

3

8

Практика

3

9

Практика

3

10

Практика

3

11

Практика

3

12

Практика

3

13

Практика

3

14

Практика

3

Подбор расписания,
соблюдение правил при
эксплуатации
аппаратуры
Прослушивание,
определение
музыкального и
ритмического слуха.
Переход с одного
регистра на другой
гладко.
Беседа о типах дыхания.
Что такое охрана голоса,
правильный вдох.
Образование и
постановка правильного
певческого дыхания,
работа над диафрагмой,
с использованием с
различных дыхательных
упражнений.
Работа над дыханием.
Разработка диафрагмы.
Работа над дыханием.
Работа над дыханием
Разучивание распевок,
беседа о гласных и
согласных звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных
звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных
звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных

Учебное Форма
помеще контрол
ние
я

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

беседа
Прослу
шивание

15

Практика

3

16

Практика

3

17

Практика

3

18

Теория

3

19

Теория

3

20

Практика

3

21

Практика

3

22

Практика

3

23

Практика

3

24

Практика

3

25

Практика

3

26

Практика

3

27

Практика

3

28

Практика

3

29

Практика

3

звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных
звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных
звуках.
Петь различные попевки
на гласных и согласных
звуках.
Прослушивание песен,
выбор репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности исполнения.
Прослушивание песен,
выбор репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности восприятия.
Пропевание сложных
моментов песни, чтобы
было комфортно
обучающемся при
исполнении песни.
Работа над дыханием и
первым куплетом.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Работа над диафрагмой и
артикуляционным
аппаратом.
Работа над сложными
моментами первого
куплета.
Фразировка и
правильное пропевание
гласных и согласных
звуков.
Правильный переход от
низких звуков на
высокие.
Работа над сложными
фразами.
Разработка диафрагмы.
Упражнение для
сглаживания регистров,

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

30

Практика

3

31

Практика

3

32

Практика

3

33

Практика

3

34

Практика

3

35

Практика

3

36

Практика

3

37

Практика

3

38

Практика

3

39

Практика

3

40

Практика

3

41

Практика

3

42

Практика

3

43

Практика

3

44

Практика

3

45

Практика

3

46

Практика

3

47

Практика

3

48

Практика

3

49

Практика

3

умение переходить с
одного регистра на
другой.
Диафрагма. Работа над
ней.
Диафрагмы и сложные
распевки.
Работа над вторым
куплетом и припевом.
Оттачивание сложных
моментов в песни.
Диафрагма. Работа над
песней.
Сложные попевки.
Работа над твердой,
мягкой, придыхательной
атакой.
Работа над вторым
куплетом и припевом.
Работа над вторым
куплетом и припевом.
Разработка дыхания: 1
куплет, 2 куплет.
Работа над припевом,
сложными элементами в
песне.
Диафрагма. Работа над
дыханием.
Сложные попевки.
Работа над песней.
Работа над песней. Над
сложными элементами в
песне.
Работа над песней.
Эмоциональное
исполнение.
Артистичность.
Эмоциональное
исполнение в характере
песни.
Работа над второй
песней.
Диафрагма.

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Работа над дыханием,
сглаживание регистров.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
1 куплет.
Студия
Оттачивание 1 куплета и вокала
припева.

Прослу
шивание

50

Практика

3

Работа над верхним
регистром.
Работа над всеми
регистрами.
Работа над песней. 1 и 2
куплет.
Работа над песней.

51

Практика

3

52

Практика

3

53

Практика

3

54

Практика

3

55

Практика

3

56

Практика

3

57

Практика

3

58

Практика

3

Песня, сложные
переходы.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Работа над диафрагмой,
регистрами.
Песня. Обрабатывание
сложных переходов.
Работа над песней.

59

Практика

3

Работа над песней.

60

Практика

3

Работа над песней.

61

Практика

3

Работа над песней.

62

Теория

3

63

Практика

3

64

Практика

3

65

Практика

3

66

Практика

3

67

Практика

3

68

Практика

3

69

Практика

3

Беседа об образе
исполняемой песни,
поведение на сцене.
Эмоциональное
исполнение песни.
Работа над эмоциями,
выражение лица при
исполнении.
Работа над корпусом,
движениями.
Эмоциональное,
артистичное исполнение
песни.
Эмоциональное,
артистичное исполнение
песни.
Эмоциональное,
артистичное исполнение
песни.
Работа с микрофоном.

70

Практика

3

Работа с микрофоном.

71

Практика

3

Работа с микрофоном.

72

Практика

3

Эмоциональное
артистичное
выступление.

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Беседа

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала

Прослу
шивание

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание
Прослу
шивание

№ Месяц Числ
п/п
о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Календарный учебный график»
на 3 год обучения
Время
Форма Кол
Тема занятия
проведен заняти -во
ия
й
час
занятий
ов
Теория
3
Повтор старого
репертуара. Работа
над сложными
моментами песни.
теория
3
Беседа о различных
жанрах, стилях
знакомых песен.
практик
3
Пропевание
а
знакомых песен.
Работа над
фразами.
практик
3
Подбор
а
расписания,
соблюдение правил
при эксплуатации
аппаратуры
Практи
3
Прослушивание,
ка
определение
музыкального и
ритмического
слуха.
Практи
3
Знакомство с
ка
регистрами
(низкие, средние,
высокие звуки )
Теория
3
Беседа о типах
дыхания. Что такое
охрана голоса,
правильный вдох.
Практи
3
Образование и
ка
постановка
правильного
певческого
дыхания, работа
над диафрагмой, с
использованием с
различных
дыхательных
упражнений.
Практи
3
Работа над
ка
дыханием.
Разработка
диафрагмы.
Работа над
дыханием.
Практи
3
Работа над

Учебн
ое
помещ
ение
Студия
вокала

Форма
контроля

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

беседа

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия

Прослушива

беседа

ка
11

Практи
ка

3

12

Практи
ка

3

13

Практи
ка

3

14

Практи
ка

3

15

Практи
ка

3

16

Практи
ка

3

17

Практи
ка

3

18

Теория

3

19

Теория

3

20

Практи
ка

3

21

Практи
ка

3

22

Практи
ка

3

дыханием

вокала

ние

Разучивание
распевок, беседа о
гласных и
согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Петь различные
попевки на гласных
и согласных звуках.
Прослушивание
песен, выбор
репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности
исполнения.
Прослушивание
песен, выбор
репертуара по
голосовым данным
обучающегося, по
тембру, по
темпераменту, и
доступности
восприятия.
Пропевание
сложных моментов
песни, чтобы было
комфортно
обучающемся при
исполнении песни.
Работа над
дыханием и
первым куплетом.
Работа над
артикуляционным

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Беседа

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

23

Практи
ка

3

24

Практи
ка

3

25

Практи
ка

3

26

Практи
ка

3

27

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

30

Практи
ка

3

31

Практи
ка

3

32

Практи
ка

3

33

Практи
ка

3

34

Практи
ка

3

35

Практи
ка

3

36

Практи
ка

3

37

Практи

3

28
29

3
3

аппаратом.
Работа над
диафрагмой и
артикуляционным
аппаратом.
Работа над
сложными
моментами первого
куплета.
Фразировка и
правильное
пропевание
гласных и
согласных звуков.
Правильный
переход от низких
звуков на высокие.
Работа над звуком
и фразами.
Разработка
диафрагмы.
Упражнение для
сглаживания
регистров, умение
переходить с
одного регистра на
другой.
Диафрагма. Работа
над ней.
Диафрагмы и
сложные распевки.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Оттачивание
сложных моментов
в песни.
Диафрагма. Работа
над песней.
Сложные фразы и
переход.
Сложные попевки.
Работа над твердой,
мягкой,
придыхательной
атакой.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Работа над вторым
куплетом и
припевом.
Разработка

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия

Прослушива

ка
38

Практи
ка

3

39

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

48

Практи
ка

3

49

Практи
ка

3

50

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

Практи
ка

3

40
41

42
43
44

45
46
47

51
52
53
54
55

56

3
3

3
3

3
3

3
3
3
3
3

дыхания: 1 куплет,
2 куплет.
Работа над
припевом,
сложными
элементами в
песне.
Диафрагма. Работа
над дыханием.
Сложные попевки.
Работа над песней.
Работа над песней.
Над сложными
элементами в
песне.
Работа над песней.
Эмоциональное
исполнение.
Артистичность.
Эмоциональное
исполнение в
характере песни.
Работа над второй
песней.
Диафрагма.
Работа над
дыханием,
сглаживание
регистров.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
1 куплет.
Оттачивание 1
куплета и припева.
Работа над верхним
регистром.
Работа над всеми
регистрами.
Работа над песней.
1 и 2 куплет.
Работа над песней.
Песня, сложные
переходы.
Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Работа над
диафрагмой,
регистрами.

вокала

ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

57

Практи
ка

3

58

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Теория

3

Песня.
Обрабатывание
сложных
переходов.
Работа над песней.

3

Работа над песней.

3

Работа над песней.

3

Работа над песней.

3

Практи
ка
Практи
ка

3

65

Практи
ка

3

66

Практи
ка

3

67

Практи
ка

3

68

Практи
ка

3

69

Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка
Практи
ка

3

Беседа об образе
исполняемой
песни, поведение
на сцене.
Эмоциональное
исполнение песни.
Работа над
эмоциями,
выражение лица
при исполнении.
Работа над
корпусом,
движениями.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Эмоциональное,
артистичное
исполнение песни.
Работа с
микрофоном.
Работа с
микрофоном.
Работа с
микрофоном.
Эмоциональное
артистичное
выступление.

59
60
61
62

63
64

70
71
72

3

3
3
3

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Беседа

Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала

Прослушива
ние

Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала
Студия
вокала

Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние
Прослушива
ние


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89887867574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».